В любой компании хоть один, но найдется сотрудник со звездной болезнью. Он знает все лучше всех, а потому не признает авторитетов, хотя и эффективен. "ДП" разбирался, что выгоднее для работодателя: вылечить звезду или отправить восвояси.
Звездная болезнь — одна из типичных проблем роста сотрудника. Она может возникнуть тогда, когда у него появляется больше возможностей: неформальные отношения с руководителем, новые подчиненные, неоправданно быстрый карьерный рост.
Диагноз поставить просто: работник не понимает границ своих полномочий, не пытается контролировать свое поведение, неадекватно оценивает свою ценность для компании, смотрит на коллег свысока, категоричен, самоуверен, пренебрегает мнением остальных и требует к себе особого отношения. Любопытно, что чаще всего это действительно талантливые люди с большим опытом работы, расставаться с которыми не так легко. "Любая компания рано или поздно сталкивается с такими "звездами", и вред, который они могут нанести компании, колоссален, — уверен генеральный директор FreshDoc Николай Пацков. — Заявляя о своей исключительности, отрицая любое полярное мнение, сотрудник всеми силами тормозит развитие компании. Но главное — к "звезде" потянутся остальные: со временем это "болотце" разрастется до целых отделов с нулевой эффективностью".
Фактически у работодателя есть лишь два способа борьбы со "звездой": попытаться опустить ее с небес на землю или отправить освещать другой небосклон. Оба метода имеют свои минусы: в первом случае никто не гарантирует ни результата, ни отсутствия рецидива, во втором — опасный конкурент может взять "звезду" к себе на работу. "ДП" поговорил с работодателями и выяснил, как они поступают в таких случаях.
Лечить, нельзя уволить
"Опытный руководитель должен вовремя среагировать на признаки звездной болезни, так как такой сотрудник может демотивировать окружающих и даже развалить команду", — объясняет руководитель департамента по работе с персоналом Job.ru Инна Державина. "Если человек считает, что лучше руководителя знает, как выполнять работу, мы с ним расстаемся. Видимо, это не наш человек, и если нам с ним не по пути, так зачем тратить время", — делится своим опытом директор Bubbllet Виктория Коношкова. "Такого сотрудника можно лечить, но это не моя задача и не задача моего бизнеса", — соглашается с коллегой председатель совета директоров ГК SearchInform Лев Матвеев. "Лечить его, как правило, бесполезно: "звездами" чаще всего болеют зрелые специалисты, изменять которых очень тяжело из–за того, что они уже сложились. Можно сломать ценного кадра и не получить в итоге ничего", — предостерегает Александр Сидоров, управляющий BasoCRM.
"Есть сотрудники, которые, считая себя звездой, несут отрицательный заряд в команду, разрушая авторитет руководителя. После диалога с ними лучше всего расстаться, — говорит Алина Белинская, директор отделений по массовому подбору персонала Kelly Services в Петербурге. — Это как камешек в туфле, который мешает ходьбе, пока его не извлечешь".
"Уволить сотрудника можно всегда, но ТК РФ никто не отменял: должны быть понятные причины, отраженные документально, — напоминает руководитель отдела персонала Hermes Татьяна Янина. — Увольнение — это крайняя мера. Просто убрать неудобный субъект не выход. Тем более что наличие таких сотрудников — это своего рода психологический тренажер, который помогает, причем абсолютно бесплатно, оттачивать другим членам команды уровень коммуникаций и стрессоустойчивости".
Александр Бойков, генеральный директор Timeweb, с Татьяной Яниной не согласен: "С таким специалистом всегда надо быть на чеку: мониторить его поведение и вовремя вносить корректировки. Чем сильнее прогрессировала болезнь, тем менее рентабельно становится управление".
Работодатели, которые сразу увольняют сотрудника, считают "звезду во лбу" хроническим заболеванием, а значит, деньги, потраченные на "таблетки", уйдут впустую. Однако, по мнению психолога Юлии Савиных, вылечить звездную болезнь можно.
"Звездная болезнь не болезнь вовсе, а нарциссическое расстройство, — уточняет частный психолог Виктория Вардикова. — Его, конечно, можно стабилизировать, однако только через психотерапию. Если руководитель столкнулся с таким явлением, необходимо нанимать психологов и психотерапевтов, которые смогут исправить ситуацию". "Надо иметь в виду: если у сотрудника проблема, он должен получить помощь. Если он мешает коллегам, в том числе руководителю, то помощь нужна им", — соглашается с ней Юлия Савиных. Оба психолога говорят: в России подобной практики мало, однако задача решаема совместными усилиями специалиста и руководителя. В отечественной культуре приглашать психотерапевтов на помощь зазвездившимся топам не принято, эту проблему перекладывают на плечи HR–эксперта.
"Лечить проявления звездности, конечно, можно и нужно. Сотрудник результативен, а значит, полезен для компании и его необходимо сохранить", — убеждена Мария Иванова, начальник отдела по работе с персоналом CTI. Она уверена, что звездами становятся талантливые люди, которых либо быстро подняли по карьерной лестнице, либо в свое время перехвалили. А лишать себя ценного сотрудника как минимум странно.
Со "звездами", рожденными самой компанией, достаточно провести несколько бесед руководителю и HR–специалистам, считает руководитель отдела по работе с персоналом Ascour Диана Прищепа: "Их увольнение — это крайняя мера, а в случае удержания и исправления таких сотрудников выигрывает не только работник, но и работодатель". Диана уверена, что "лечить" молодые "звездочки" проще, чем давно работающие в компании созвездия. Впрочем, вылечить можно и тех и других.
Лекарство от "звезды"
"Как правило, путь исправления занимает от 1 до 2 месяцев", — рассказывает генеральный директор кадрового агентства Lightman Solutions Юрий Кондратьев. Лечением может стать перевод сотрудника на один или несколько постов ниже: человек еще раз проходит тот же карьерный путь, но уже крепко задумавшись над своим поведением. Поможет перевод на принципиально новую работу внутри компании: профессия новая, знакомых нет, "звездить" не получится. Полезна система кнутов: например, санкции за нарушение строго очерченной HR–специалистом допустимой поведенческой модели. И, как ни странно, новая мотивация. "Вполне может быть, что болезнь появилась не на пустом месте, а потому, что человек достиг своей цели, более высокой не поставлено, и ему ничего не остается, как самоутверждаться на пустом месте", — говорит Юрий Кондратьев. Алексей Сидоров предлагает свой способ лечения: дать "звезде" должность с особым названием: "специалист высшей категории", "эксперт по работе с ключевыми клиентами", "ведущий менеджер". Это, с одной стороны, нейтрализует негативное влияние "звезды" на коллектив (коллеги не смогут рассуждать в духе "раз он так делает, значит, и нам можно"), а с другой — позволит ему продолжать работать так, как он привык, и приносить высокий результат.
"Заболевшего следует срочно включать в проектную группу для решения особо сложной задачи, чтобы у него возникло ощущение, что он разбирается далеко не во всех сферах и, следовательно, есть чему поучиться", — советует Инна Державина и поясняет, что талантливая "звезда" всегда должна получать от работодателя "задачу чуть сложнее, чем получают другие". Тогда ей будет некогда "звездить".
Специалисты подозревают, что "звездная болезнь" передается воздушно–капельным путем. Ведь достаточно одного прецедента — и другим сотрудникам становится ясно: с этим руководителем можно так себя вести. Толковый и не звездный специалист, конечно, тоже гордится своими знаниями, но понимает, что может ошибиться и поэтому способен прислушаться к мнению коллег. Задача работодателя не дать ему "схватить звезду". Поэтому самое эффективное лекарство от "звездной" болезни — все–таки профилактика.