Пока чиновники собирались запретить американские фильмы, порочащие светлый образ советских граждан шапкой-ушанкой и стаканом водки, в Голливуде перестали снимать подобное кино. А вместо этого рассказали о прелестях коммунизма и дружбе с СССР.
К тому, что русские герои в американских фильмах – персонажи отрицательные, привыкли уже многие. Сторонники конспирологических теорий, разумеется, считают, что это все неспроста. Мол, где-то в далекой Америке сидят специально обученные люди, которые намеренно придумывают сценарии и отдельных персонажей, призванных опорочить светлый образ русского человека. Но если вернуться в реальный мир, то там все намного проще.
Да, со времен холодной войны в Америке начали снимать фильмы про плохих русских. Последние грозили атомными бомбами, захватывали мир и вообще всячески угрожали безопасности планеты. Потом, правда, холодная война закончилась, но осадок, как говорится, остался, а вместе с ним остались и русские антигерои, на которых попеременно примеряли то шапки-ушанки (вне зависимости от времени года), то любовь к водке и бандитизму. Но раз было предложение, очевидно, именно таких персонажей хотел видеть зритель.
Запретить этот кошмар
Положительные русские герои, конечно, время от времени мелькали на экранах, но выглядели они настолько нелепо, что лучше бы продолжали хвататься за ядерную бомбу. К середине первого десятилетия XXI века количество шапок ушанок и русских бандитов в голливудских фильмах постепенно начало сходить на нет. Но десятилетие спустя до просмотра западного кинематографа (очевидно, не самого свежего) добрались чиновники.
Читайте также:
Кино
Рецензия на фильм "Помнить"
В начале 2015 года у Минкульта появилась идея вообще не допускать к прокату в России фильмы, которые будут признаны порочащими российскую культуру или угрожающими национальному единству.
А годом ранее сценарист и режиссер Юрий Кара, чрезмерно распереживавшись после введения санкций в отношении ряда российских граждан, и вовсе предложил запретить все американские фильмы, а вместо них показывать иранское, японское и европейское кино.
Эти и подобные инициативы не были реализованы, а то самое европейское кино, которым Юрий Кара предложил заменить часть американских фильмов, удивило всех совсем уж неожиданным сюжетом. В 2015 году в Скандинавии вышел в прокат сериал "Оккупированные", в котором Россия вдруг решила взять и захватить Норвегию. А вот Голливуд тем временем начал снимать совсем другие фильмы.
А может, все было наоборот
В том же году фабрика по производству кассового кино представила сразу несколько фильмов о тяготах холодной войны, прелестях коммунизма и хороших советских шпионах. Сам Стивен Спилберг не удержался и снял-таки фильм про то, как американский адвокат защищал во времена холодной войны интеллигентного советского шпиона. Главным героем тут, конечно, предстает адвокат, а сотруднику советских спецслужб Рудольфу Абелю отведена лишь второстепенная роль. Последний тем не менее не может не вызвать симпатии. Внешне он больше напоминает писателя в эмиграции, чем того, кто работает на спецслужбы. Еще меньше он похож на шпиона, которого мы привыкли видеть в западных фильмах. На редкость нековарен, далеко не глуп, не грешит тельняшками и ушанками, а на вопросы своего адвоката о том, неужели он не волнуется (ведь ему грозит смертная казнь), Рудольф Абель раз за разом философски отвечает: "А это поможет?" Кстати, за роль положительного русского шпиона актер Марк Райлэнс даже взял "Оскар" в номинации "лучшая мужская роль второго плана".
Дружба народов
Тему холодной войны затронул и еще один известный режиссер. Британец Гай Ричи вдруг вспомнил про сериал 1960-х годов о приключениях русского и американского спецагентов и решил переснять эту историю, оставив за фильмом название прародителя – "Агенты АНКЛ". Удивительно, но тут советский кэгэбэшник Илья Куракин тоже предстает перед зрителями вполне положительным персонажем. Даже, возможно, слишком положительным. А режиссер несколько раз поиронизировал на тему того, что, мол, американские шпионские девайсы явно уступают российским.
Критики опасались, что фильм о дружеских отношениях двух агентов, который начали снимать еще в 2010 году, в 2015-м на фоне непростых отношений России и США будет смотреться несколько странно и вообще не вызовет интереса. Тем не менее мировые сборы от картины составили почти $100 млн, что, конечно, далеко не рекорд, но все таки в разы больше, чем, допустим, "Рок-н-рольщик" того же Гая Ричи.
Тест на коммунизм
В фильме Джея Роуча, ранее снимавшего в основном комедии, обошлось без историй про советских шпионов, зато не обошлось без холодной войны и описаний прелестей коммунизма. Главный герой, Далтон Трамбо (кстати, реальный человек, да и сама история основана на реальных событиях), попадает в черный список голливудских сценаристов за то, что посмел примкнуть к коммунистической партии. Пожалуй, это один из тех редких случаев, когда ярый поклонник коммунизма внезапно предстает в американском фильме не "красной угрозой", а главным героем, причем положительным. По крайней мере, по сравнению с теми, кто внес его в "черный список". Последние рисуются совсем уж дикими уничтожителями инакомыслия. Сам же Далтон Трамбо выглядит разумным и принципиальным, а в какой-то момент он трогательно объясняет малолетней дочери всю суть коммунизма. "Вот если ты увидишь, что кто-то не взял свой обед и очень хочет есть, что ты сделаешь? Поделишься? Ну, значит, ты тоже коммунист".
Сложно даже предположить, откуда взялось это внезапное рвение пересматривать советско-американские взаимоотношения времен холодной войны и представлять их вовсе даже и не конфликтными.
Может, это просто совпадение. Может, Голливуд устал от ушанок и ядерных бомб в руках советских или российских злодеев. А может быть, дело в запоздалом отголоске на какой-то момент наладившихся отношений с Западом, а лет через пять-десять Голливуд возьмется-таки за фильмы в духе норвежских "Оккупированных".