Сотрудники рано или поздно эмоционально выгорают. По статистике, этот внутренний костер так или иначе знаком каждому пятому работнику. Ответ на вопрос, сгорит ли сотрудник в офисе или сможет восстать из пепла, как феникс, на радость работодателю, зависит от самой компании. "ДП" выяснил, как именно сохранить крылья, ноги и хвост полезной для бизнеса птичке.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) впервые был описан в 1974 году. Американский психолог Герберт Фрейденбергер вывел основные симптомы этого синдрома: усталость и истощение после активной профессиональной деятельности, психосоматические проблемы (головная боль, бессонница и т. д.), пессимизм, гнев по отношению к коллегам, отрицательная настроенность к выполняемой работе и ощущение бессмысленности происходящего.
Пострадать от СЭВ может представитель любой профессии, хотя в зоне повышенного риска — учителя, медики, психологи, спасатели и полицейские. Тенденция "гореть" на работе в большей степени свойственна людям в возрасте от 18 до 35 лет (84,6%), у работников 36–55 лет этот синдром встречается реже, но тоже бывает (36,4%). Психологи считают, что воскресить сотрудника, который сгорел на работе, можно и нужно. "ДП" спросил у экспертов, рентабельно ли для бизнеса лечение такого феникса.
Гори, гори ясно
"Я не верю в возможность реанимировать эмоционального погорельца без серьезного изменения его рабочей среды: задач, зоны ответственности или проектов, на которых он задействован", — говорит Елена Манаева, заместитель HR–директора компании AT Consulting. Причина выгорания, уверена она, в том, что сотрудник не видит и не готов видеть вдохновляющие его задачи на текущем месте. Значит, лечить его за счет работодателя бессмысленно: надо дать ему догореть и отпустить развеяться.
"Если человек более не видит себя в данной организации, лучше, чтобы он нашел новую подходящую себе работу, а не мучился вместе с компанией", — согласна генеральный директор "1000 кадров" Мария Маргулис. Так считает и Иван Лобов, руководитель филиала компании "СКБ Контур" в Петербурге: "Мотивационные беседы, дополнительный отпуск, повышение зарплаты — все это надо использовать. Но это даст временный эффект". Сгоревший уже сгорел, и мучать его не стоит.
Алексей Фролов, руководитель регионального представительства и тренер AG Gustav Kaeser Training International, объясняет, что выгорание происходит постепенно и, прежде чем сгореть, человек проходит несколько стадий. Начинается все с желания доказать собственную значимость и удовлетворить свои амбиции, продолжается все это сверхурочной работой во вред собственным интересам, что приводит к изменению системы ценностей (работа выходит на первый план), затем перерастает в отсутствие общения вне работы, потерю контакта с самим с собой, перманентное увеличение темпа и объемов работы. В этот момент, говорит эксперт, работа перестает приносить удовлетворение и у сотрудника появляется внутренняя пустота и депрессия. Достаточно одной спички, и все — человек сгорел. Вылечить его на последней ступени "болезни" уже нельзя. До этого — можно.
С пылу, с жару
С легкой руки легендарного топ–менеджера General Electric Джека Уэлча всех сотрудников принято делить на три категории, напоминает профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Елена Яхонтова: высокоэффективные (А), стабильно выполняющие свои должностные обязанности (В) и неэффективные (С). "Реанимационные действия в случае А и В выгодны как компании, так и самому работнику: восстановить мотивацию к труду своих людей дешевле и проще, чем искать на дефицитном рынке подходящие кадры", — говорит профессор.
Платить за реанимацию С–сотрудника обычно нерентабельно: скорее всего, он просто занимается не своим делом.
"А вот если сотрудник талантлив и полезен компании, конечно, стоит заняться его эмоциональным состоянием и попробовать "оживить", — считает Ирина Логунова, директор по персоналу транспортной компании "Светлана–К". — У нас более 1,5 тыс. человек в штате: стоит одному захандрить, и выгорание может распространиться, как вирус гриппа. Потом будет сложнее справиться". По словам психолога Юлии Аюповой, на восстановление сил сгоревшему понадобится минимум 2–3 месяца.
Пока огонь горит
Те эксперты, кто уверен, что феникс может восстать из пепла и продолжить приносить выгоду компании, предлагают свои рецепты.
Как замечает руководитель филиала Русской школы управления в Петербурге Ирина Шишкина, проще всего отправить "обгоревшего" в отпуск, но нужно помнить, что начальная стадия выгорания может обостриться у тех, кто в отпуске отвечает на письма и звонки. Так что главное правило: кто ушел в отпуск, того нет.
Бизнес–тренер Яна Лазарева уверена, что сотрудник не "оживет", если в отпуске не определил для себя новые приоритеты, убеждения и ценности: "Если сохранится прежняя модель поведения, сценарий обязательно повторится". Хороший способ встряхнуть увядающего специалиста, уверена гендиректор рекрутингового агентства "Апельсин" Маргарита Филиппова, — горизонтальный карьерный рост, то есть смена функционала и новые проекты.
Генеральный директор компании FreshDoc Николай Пацков справедливо отмечает: "Важно не пережимать с участием, иначе взамен одному выгорающему сотруднику вы получите армию симулянтов".
Но главная причина сгорания — это неэффективная система управления, уверена Елена Яхонтова.
С ней согласен генеральный директор ГК "Успешные истории" Илья Казарин: "Если сгорел на работе полезный менеджер, нужно уволить его директора. Задача любого руководителя — контроль уровня пламени под каждым сотрудником".
"Если эмоциональное выгорание сотрудников — не единичный случай в вашей команде, а регулярное явление, то, скорее всего, причина одна, — намекает Елена Манаева. — Либо вы не тех нанимаете, либо что–то не так с рабочими процессами и их пора пересматривать".