Журналист Андрей Архангельский — о фильме "Экипаж" режиссера Николая Лебедева.
У российского режиссера сейчас очень узкий коридор возможностей — в смысле выбора тем, при этом каждый неверный шаг может стоить ему репутации. Николай Лебедев в этом смысле уникальный режиссер: он берется за совершенно, казалось бы, провальный, безнадежный материал — и каким–то чудом каждый раз выплывает. В начале 2000–х он снял первый патриотический фильм — "Звезда" — по одноименной повести Эммануила Казакевича, тоже, кстати, ремейк одноименного фильма 1949 года. При этом ему удалось соблюсти баланс между человечностью героев и воинским долгом. Сериал "Апостол" (2007) — типичная чекистская героика, превращенная Лебедевым в психологическую драму о двойственности человека, о борьбе с самим собой и демонах внутри. Предыдущая работа — "Легенда №17" (2013) — заказной, казалось бы, фильм о величии советского спорта. Но Лебедев сумел превратить этот материал в универсальную, внеидеологичную схватку человеческих характеров.
Все, включая постер "Экипажа", вопиет о том, что у нас будет очередной ремейк советского фильма, от которого нужно бежать подальше, унося с собой детей. На этом погорело уже такое количество режиссеров, что было бы наивно ждать тут чего–то другого.
А вот поди ж ты. Вырулил.
Какие–нибудь специалисты по авиационной технике будут, конечно, крутить пальцем у виска по поводу авторских допущений в фильме. По поводу естественных природных катастроф там тоже накручено с избытком. Впрочем, фантастических допущений всегда достаточно и в американских фильмах, но там на несуразности не обращаешь внимание, потому что их заслоняет убедительность актерской игры. По поводу актерской игры в этом фильме тоже есть претензии — да и, в общем, они объяснимы. Список российских звезд невелик, играть им приходится примерно одно и то же. Но все эти огрехи искупает подлинность человеческих характеров, ситуаций. В этом фильме есть то, чего чаще всего нет в других, — именно не дутой, а вполне реальной конфликтности.
Читайте также:
Кино
Рецензия на фильм Леонида Парфенова "Русские евреи"
Но даже и это не самое главное. Самое главное, что тут, в этом фильме, все зависит от человека (а не от государства, как в большинстве наших фильмов). Здесь именно человек, индивидуум, принимает решение — взлетать или не взлетать, спасать или спасаться. А сам род деятельности героев как бы еще и подчеркивает эту неизбежность самостоятельного решения: в небе ведь какое начальство — никакого, кроме, конечно, самого высокого, но с ним не свяжешься через диспетчера.
Вот так посреди сплошного огосударствления кино (во всех смыслах) появился нежданно взрослый фильм об ответственности человека. То есть попросту фильм о человеке. И — шире — о правилах человеческого сосуществования. О выборе. И — ни одного слова про патриотизм. И это, безусловно, самый патриотичный фильм из тех, что вышли за последние годы.
И это не калька с "Экипажа" Александра Митты 1970–х годов, а современные обстоятельства и современные люди, живущие среди нас. С продуманными био и ФИО. У главных героев (Данила Козловский и Владимир Машков) — вагон недостатков, и по мере знакомства с их недостатками мы все больше им верим. Люди с ужасными характерами, люди несовершенные, неустроенные, склочные, не умеющие, грубо говоря, жить, но зато умеющие летать. Они и спасают в критический момент жизни других людей. Именно такие и становятся профессионалами, асами, летчиками от Бога — что, впрочем, можно сказать и о представителях любой другой профессии. Они спасают там, где не спасет уже никто.
Предупреждение: полфильма будет трясти — во всех смыслах.