Кризис пришел и принес головную боль не только руководителям компаний, которые вырабатывают стратегию борьбы с ним, но и HR–специалистам, оказавшимся буквально на передовой этого противостояния. «ДП» выяснил главные проблемы, с которыми сегодня приходится справляться кадровикам.
Судя по опросу, который «ДП» провел среди HR–специалистов российских и петербургских компаний, кризис по–разному повлиял на компании, поэтому и «болит» у всех в разных местах. Конечно, первое, на что жалуются эйчары, — это необходимость сообщать об увольнениях и сокращениях зарплат.
«В крупных компаниях вся ответственность за оповещение сотрудников о негативных изменениях лежит на эйчаре. А кому приятно приносить дурные вести? Сами помните, что в старину с такими людьми делали», — сокрушается Мария Павина, глава представительства Cornerstone в Петербурге.
Впрочем, это меньшее из бед, свалившихся на головы эйчаров. В конце концов, как замечает Ольга Андреева, старший директор по работе с персоналом компании «Мерк», «это наша работа — решать подобные проблемы».
Не на что учить
Самая главная потеря из–за кризиса связана все–таки с HR–бюджетами. «Секвестирование бюджета — первая боль HR в кризис, — отмечает Мария Павина. — Оно влечет за собой остановку интересных и полезных проектов, развивающих персонал и, как следствие, бизнес».
Собственно, от того, какие именно расходы сократили, зависит, в каком месте будет «болеть» у компании и что будет беспокоить эйчаров. «В тех компаниях, в которых есть необходимость сокращать бюджет, в первую очередь экономят на статьях, которые прямо не затрагивают бизнес, но затрагивают обучение сотрудников», — рассказывает HR–директор компании I–Free Алексей Чайкин. Василий Иванов, HR–специалист компании «Ресторанный рейтинг», поддерживает коллегу и тоже выводит проблему обучения в свой личный топ–3 кадровых сложностей. Он уточняет, что особенно «болит», когда деньги на обучение выделены и работник начал обучаться за счет компании, но в процессе вдруг понял, что все это ему не нужно. «То есть вы его обучили, силы вложены и деньги, но оказывается, что зря: он на середине пути понимает, что эта работа — не работа его мечты, и приходится расставаться. Не очень–то все это приятно», — рассказывает эйчар.
Кадровые гонки
«Настоящая боль у эйчарщика всегда (и в кризис, и не в кризис) одна: поиск квалифицированных кадров и профессионалов под те задачи и зарплатный фонд, которые есть в компании, — в свою очередь, размышляет Татьяна Гедзберг, управляющий директор агентства Abrikos Media. — Но в период кризиса эта боль множится и приобретает новые оттенки». HR–специалисты в один голос говорят: нужных людей приходится искать в сжатые сроки, а это с учетом сегодняшней конъюнктуры нелегко.
При этом просто хороший специалист компании уже не подойдет: нужно найти человека, умеющего работать в режиме многозадачности. Желательно, за те же деньги, который раньше получал он же за меньший объем работы. Как замечает Василий Иванов, «сейчас не так просто найти специалиста широкого профиля». Но и с узким профилем тоже беда.
Притом что в кризис нужны уже готовые специалисты, чтобы не тратить деньги и время (которых у многих компаний нет) на обучение, предложить конкурентную зарплату часто не из чего. «Падение объемов оборота компании напрямую влияет на уровень зарплат, которые компания готова выделять на профессионалов. Несмотря на то что работы меньше не становится, предложения по вознаграждению урезаются, — напоминает Татьяна Гедзберг. — К сожалению, так теряются ценные кадры и сужается круг тех, из кого можно выбирать на рынке труда». Вносят сумятицу и богатые компании. «Сегодня иностранные компании могут позволить себе платить специалистам больше, чем в среднем по рынку, и тем самым рынок труда расшатывают, — сокрушается Алексей Чайкин. — Сотрудники готовы уходить к ним — и это проблема. Они предлагают зарплаты, с которыми сложно конкурировать».
Есть еще одна проблема, которую выделяет Татьяна Гедзберг, — из–за общего высокого уровня сокращений во время кризиса многие люди начинают искать работу не по профилю и идут туда, где просто есть вакансии, в итоге эйчары получают дополнительный объем работы по отделению зерен от плевел.
С желанием оптимизировать затраты, избавившись от неэффективных работников, тоже непросто. «Люди становятся более продвинутыми в области трудового права, в результате в ответ на любое «неверное движение» работодателя сотрудник тут же обращается в суд. Даже в случае, когда компания стремится соблюдать законодательство, цена ошибки возрастает многократно», — говорит Зульфия Юпашевская, руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing.
Мотивация и дружба
Кризис, отобрав у эйчаров бюджеты, лишил их также основных инструментов мотивирования сотрудников. Между тем, повышение рабочего тонуса и духа сотрудников — одна из главных "головных болей" HR-специалиста в кризис, отмечает генеральный директор HR Solutions Рафаил Алиев. Он объясняет: "Когда руководитель не справляется с задачей поддержки и удержания фокуса сотрудников на решение актуальных рабочих задач в кризисных условиях,то HR часто компенсирует подобные недоработки руководства своей работой.«В последнее время необходимость разработки и внедрения нематериальной мотивации выросла в разы», — соглашается Надежда Коротовских, президент HR–ассоциации Петербурга и Ленинградской области. Она поясняет: «В силу оптимизации затрат компании на зарплату и систему поощрения эйчарам необходимо внедрить в компании такой план, чтобы при имеющихся или небольших зарплатах предприятие оставалось в глазах сотрудников привлекательной площадкой для карьеры».
«Проблему усугубляют негативные настроения, — соглашается Екатерина Пушкина, руководитель компании Kulttour. — Сотрудники повторяют слово «кризис» и грустные истории увольнений, их, как из комы, сложно вывести из этого унылого состояния новыми проектами, методиками или знаниями».
На этом фоне приходится еще и бороться за таланты, напоминает Ирина Петрова, директор по работе с персоналом Coca–Cola Hellenic в России. Ее коллега Ольга Андреева уточняет: «Привлекать таланты всегда было непросто, а в кризисной ситуации стало еще сложнее. Талантливые, высокорезультативные сотрудники нужны всем, и за таких сотрудников еще больше держатся в кризисное время. Да и сами таланты в кризис не всегда охотно меняют работу, предпочитая стабильность и «синицу в руке».
"Цель бизнеса, как известно, это генерация прибыли. В ситуации кризиса вопрос затрат и прибыли встает серьезнейшим образом, поэтому любой думающий руководитель направляет человеческие и материальные ресурсы на обеспечивающие доходность направления и отрезает то, что не приносит результата. Задача HR поддержать изменения и сопроводить руководство в решении антикризисных и оптимизационных задач", — резюмирует Рафаил Алиев.
Одним словом, выходит, что кризис хоть и добавил новых проблем, но главным образом усилил старые болячки, которые и без того мешали эйчару жить.