Бывший глава Всеволожского района Игорь Самохин не прижился на должности директора по торговле Большого Гостиного Двора. Кадровые перестановки в руководстве старейшего городского универмага продолжаются уже не первый месяц.
Бывший глава администрации Всеволожского района Ленобласти Игорь Самохин, который последние 5 месяцев занимал должность директора по торговле Большого Гостиного Двора (БГД), на этой неделе покинул пост. Скандально известный экс–чиновник не прижился в универмаге, который раздирает внутренний конфликт совладельцев — Алексея Устаева и Константина Мирилашвили (после переезда в Израиль сменил имя на Габриел Мирели).
Но эксперты "ДП" не сомневаются, что Игорь Самохин не долго будет искать работу. Чиновники Петербурга и Ленобласти, даже со скандалом покинувшие госслужбу, обычно востребованы в бизнесе, где ценят их связи, пробивные способности и навыки управления большими коллективами, говорят эксперты.
Пять месяцев в бизнесе
О том, что Игорь Самохин покинул должность директора по торговле БГД, которую занимал с декабря 2015 года, "ДП" рассказал он сам. По его словам, за время работы в универмаге, куда его пригласила председатель совета директоров компании Надежда Тушакова, ему не удалось реализовать никаких серьезных проектов. "Но работа там крайне напряженная, требующая полной самоотдачи", — отмечает Игорь Самохин.
Источник "ДП" в БГД сообщил, что у Самохина возник конфликт с руководством универмага. Но сам бизнесмен это опровергает. "Я ушел по семейным обстоятельствам и рассматриваю предложения о другой работе", — сказал он "ДП".
Параллельно, по словам Игоря Самохина, он занимается преподавательской деятельностью, являясь профессором кафедры государственного и муниципального управления в Государственном экономическом университете и доцентом кафедры государственных и правовых дисциплин в Северо–Западном филиале Университета правосудия.
Это не первое громкое увольнение из БГД в последнее время. До прихода в универмаг Игоря Самохина должность директора по торговле была вакантна около года, после того как ее покинула Елена Измаил. Позже команду БГД покинули еще два топ–менеджера: директор по маркетингу Елена Климович и директор по развитию Татьяна Кузьмина. Их функции делегированы отделу торговли.
Кто займет освобожденное Игорем Самохиным кресло, пока непонятно.
Кадровые перестановки и нервозная обстановка в руководстве универмага могут быть связаны с разногласиями, которые возникли между совладельцами бизнеса Алексеем Устаевым и Константином Мирилашвили.
Конфликт во дворе
Считается, что
Константин Мирилашвили контролирует 32,5% акций БГД, еще 25% акций — у структур председателя правления Банка "Викинг" Алексея Устаева, 10,5% принадлежат девелоперу Fort Group. Около 5% акций БГД распылены между миноритариями. Оставшийся крупный пакет акций (27%), по данным источников "ДП", является предметом спора между Мирилашвили и Устаевым.
Рассказывают, что эти акции были якобы переданы Константином Мирилашвили в залог Алексею Устаеву. "Но даже после погашения долга Устаев акции не вернул, поскольку это означало бы отдать контроль над БГД в чужие руки. При этом Мирилашвили не может изменить ситуацию в свою пользу, поскольку в последние годы из–за проблем с законом он живет в Израиле под именем Габриел Мирели и в оперативном управлении активами участия не принимает", — рассказал свою версию источник "ДП". Алексей Устаев, которому дозвонился "ДП", предложил задать вопрос о конфликте члену совета директоров БГД Александру Заозерскому. Но бизнесмен факт конфликта опроверг. Не подтвердил его и Семен Кузьменко, который в правлении БГД представляет интересы Мирели. "Собственники совместно владеют универмагом. Открыли Академию музыки Елены Образцовой и начинают реконструкцию Перинных рядов", — сообщил он. В дирекции Большого Гостиного Двора подтвердили, что никаких разногласий между акционерами нет. "Господин Самохин уволился по собственному желанию, по состоянию здоровья. Конфликта между руководством ОАО "Большой Гостиный Двор" и господином Самохиным И. В. не было. Конфликта между акционерами нет, наоборот, есть взаимопонимание и полное сотрудничество", — сообщили в администрации универмага.
Политики, полезные для дела
Если же конфликта интересов в руководстве нет, то не исключено, что бывший чиновник просто не нашел общего языка с более опытными коллегами. Назначение бывшего главы Всеволожского района директором по торговле БГД, в функции которого входит работа с арендаторами торговой галереи, с самого начала выглядело странным. Однако бывшие чиновники нередко находят себя в бизнесе, казалось бы совсем не связанном с их прежними направлениями работы.
Игорь Самохин руководил Всеволожской районной администрацией с 2000 по 2010 год и запомнился громкими скандалами.
Против него было даже возбуждено уголовное дело — его подозревали в мошенничестве. По одной версии, речь шла о получении ветеранских надбавок к заработной плате. Кроме того, в 2009 году Игорь Самохин продлил контракт с районом на год. Но прокуратура признала это продление недействительным. В итоге чиновник оставил свой пост в 2010 году по собственному желанию.
Как бы то ни было, на протяжении 10 лет его мало что связывало с розницей. Но участники рынка отмечают, что, когда речь идет о трудоустройстве бывших чиновников, на первый план выходят не их личные компетенции, а их личные связи с собственниками бизнеса. "Бизнес привечает бывших чиновников, поскольку у них есть административный ресурс, полезный для ведения дел. А для самих отставных чиновников работа в бизнесе — легальная возможность зарабатывать большие деньги, опираясь на контакты из прошлой жизни", — поясняет гендиректор "Петрополя" Марк Лернер. "Опыт работы в органах госвласти — плюс при дальнейшем трудоустройстве в бизнесе. Но многое зависит от того, что собой представляет конкретный человек. Если чиновника всю жизнь кто–то продвигал, то работать в бизнесе ему будет сложно. Амбиции высокие, а возможности до них недотягивают", — говорит Николай Пасяда, бывший вице–губернатор Ленобласти по строительству, а ныне основной владелец компании "ГлавСтройКомплекс".
"Но не все бывшие чиновники способны долго и успешно лоббировать интересы бизнеса. Их время ограничено присутствием во власти людей из административной команды, в которой они сами "играли". А круговорот элит в природе — дело техники", — заключила Екатерина Запорожченко из УК Dockland Development.
“
Раньше считалось, что экс–чиновник в частной компании — это преимущество, потому что возможно использовать его связи. На самом деле это не так. Чиновник — как новая только что проданная машина, которая выезжает из автосалона и становится вполовину дешевле. Хотя, конечно, опыт работы в госорганах закаляет. А вообще чиновник хорош, когда он действующий. В дальнейшем, вне зависимости от причин ухода с госпоста, все зависит от его личных талантов. Но найти новое место работы непросто, круг работодателей ограничен, и сейчас чиновничий опыт не так востребован в бизнесе.
Георгий Богачев
бывший вице–губернатор Ленобласти, президент ЛенОблСоюзСтроя
“
Конечно, бывшие чиновники востребованы в бизнесе. Работа на различных уровнях государственной власти — это серьезная школа. Уровень организаторских способностей у всех выходцев из власти очень высокий, и этот опыт сложно переоценить. Тем более если речь идет о Ленинградской области, где блестяще налажена система управления в сравнении с некоторыми регионами, а чиновники и муниципальные служащие работают столько, что год идет за два. Поэтому, если есть желание работать в бизнесе, проблем с дальнейшим трудоустройством не возникает.
Юрий Пахомовский
бывший вице–губернатор Ленобласти, советник гендиректора "Газпром СПГ"