Судоходные компании, организующие прогулки по рекам и каналам Петербурга, просят Смольный продлить им сроки аренды причалов до 10 лет, чтобы судовладельцы могли обновить ветшающий речной флот.
Речной флот Петербурга ветшает, средний возраст судов, используемых на городских туристических маршрутах, превысил критическую отметку 30 лет, а износ достигает 85%. В течение 5–10 лет прогулочных судов в Петербурге не останется, их уже сейчас не хватает, говорят опрошенные "ДП" участники рынка.
Складывается парадоксальная ситуация: бизнес судоходных компаний может умереть, хотя спрос на водные прогулки по Петербургу прирастает ежегодно на 10–15%. "Из–за санкций снижается число европейских туристов, но их уход с лихвой компенсируется туристами из других регионов России, из стран Юго–Восточной Азии. Росту оборотов в последние 2 года благоприятствовало более раннее начало навигации", — говорит президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Евгений Зубарев.
Срок маловат
По итогам 2015 года совокупный доход судоходных компаний от перевозки туристов по рекам и каналам превысил отметку 2 млрд рублей. Рентабельность бизнеса, по словам судовладельцев, вполне позволяет обслуживать кредиты. Но причалы находятся у предпринимателей в краткосрочной аренде.
Читайте также:
Аквабус
В Петербурге окончательно закрыли аквабусы
Из–за риска, что по воле какого–нибудь чиновника завтра компания может лишиться причалов, банки неохотно кредитуют судоходные компании. Да и сами предприниматели не спешат инвестировать без гарантий, что смогут работать на протяжении хотя бы 7–10 лет. Такой срок аренды причалов достаточен для того, чтобы окупить вложения в постройку небольшого (на 50–70 человек) нового прогулочного судна за 15–25 млн рублей. Долгосрочная аренда сделает бизнес судоходных компаний более понятным и прогнозируемым для кредиторов, и тогда перевозчики смогут получить кредит на постройку катеров и теплоходов.
"Сегодня максимальный срок аренды — 3 года. В такой ситуации очень сложно что–то планировать", — констатирует гендиректор ООО "Драйвер" Дмитрий Беленовский.
Комитет имущественных отношений Петербурга в принципе не возражает и готов увеличить сроки договоров аренды до 10 лет, но пока этого не происходит из–за необходимости согласовать это нововведение с Федеральной антимонопольной службой. А она пока остается непреклонной: срок аренды причалов не должен превышать 3 лет.
Неподъемное судно
О строительстве более крупных (на 70–150 пассажиров) скоростных судов судовладельцы даже не мечтают.
Без поддержки городского или федерального бюджета не обойтись, уверяют они, ссылаясь на высокую стоимость таких кораблей. Так, Средне–Невский судостроительный завод по заказу Минпромторга построил суперсовременный катамаран из углепластика на 150 мест. Он способен носиться по водной глади Невы и Финского залива со скоростью 29,5 узла (55 км/ч). На презентации проекта 23290 генеральный директор верфи Владимир Середохо заявлял, что судно разработано специально для эксплуатации на ныне действующих линиях водной системы Ладога — Нева — Финский залив, а среди возможных маршрутов — "Морской фасад", Петродворец, Дворцовая наб., Кронштадт.
"Цена у этого высокотехнологичного катамарана неподъемная — 300 млн рублей. И это только корпус, без оборудования, — возмущается один из судовладельцев. — Приобретения судна по такой цене не выдержит экономика наших предприятий, особенно учитывая, что период навигации у нас не более полугода".
Привычный горожанам "Метеор" Зеленодольского завода им. А. М. Горького, оснащенный германским дизелем MTU, стоит вдвое меньше — до 150 млн рублей.
На прогулочных судах установлено много импортного оборудования, так как надежность отечественных агрегатов невысока, отмечают участники рынка.
Купить годное судно на вторичном рынке уже практически невозможно, привезти из–за границы тоже не вариант. "Гипотетически доставка судна, например из Амстердама, возможна, но объем сложностей при покупке в сравнении с производством на месте несопоставим: растаможка, прохождение процедур соответствия нашим требованиям (Российскому речному регистру). К тому же не факт, что европейские подержанные суда нам подойдут. У каждой компании есть определенные требования к комплектации, и у российских судовладельцев они сильно отличаются от европейских", — перечисляет трудности Дмитрий Беленовский.
Судовладельцам ничего не остается, как модернизировать флот. Затраты на модернизацию одного судна могут достигать 40 млн рублей, если меняется редуктор, двигатель. Зато в этом случае можно продлить срок эксплуатации судна на 10–15 лет (нормативный срок не превышает 20 лет). В частности, на такой срок продлили эксплуатацию скоростным "Метеорам" и "Восходам" после установки на них германских двигателей MAN.
“
Обновлению скоростного и прогулочного флота мешают в основном низкий платежеспособный спрос граждан России и короткая навигация. Инфраструктура для ремонта есть, есть мощности для строительства новых теплоходов. Навигация в Питере короткая. Например, в Венеции навигация круглый год, там тепло. В Гамбурге, например, на маршруте в качестве пассажирских работают мощные катера, но там сильна поддержка муниципалитета. При современном состоянии экономики в РФ ни федеральное правительство, ни местные власти не в состоянии в нужной мере поддержать речные внутригородские перевозки.
Олег Зеленков
директор компании "Курс Тревел"
“
Основной проблемой обновления флота, безусловно, можно назвать отсутствие достаточного количества финансов у судовладельцев. Строительство крупных прогулочных судов (по типу проектов теплоходов "Москва") стоит 200–300 млн рублей. А строительство нового скоростного судна еще дороже. Таких денег у судовладельцев нет. Вопрос кредитования строительства дорогих судов тоже отпадает в связи со значительным (с любой точки зрения) сроком окупаемости. По оценке специалистов, срок окупаемости строительства нового скоростного судна проекта "Метеор" — 25–30 лет. Плюс к этому — короткий навигационный период.
Виктор Секмарев
начальник отдела внутригородского флота Петербурга компании "ВодоходЪ"