Совладелец "Дальпитерстроя" рассказал о причинах сбоев в реализации своих проектов

Автор фото: Сергей Коньков

Совладелец компании "Дальпитерстрой" Аркадий Скоров рассказал "ДП" о причинах сбоев в реализации своих строительных проектов, объяснил, почему не использует корпоративный банк для кредитования основного бизнеса, как и зачем развивает собственное нефтяное и электросетевое хозяйство и как доступное жилье может защитить Россию от "переезда китайцев с матрасами".

Аркадий Анатольевич, как ваша компания переживает кризисный год?

— Как на американских горках. Думаешь, вот–вот сейчас перетерпим падение и начнется взлет. А на подъеме понимаешь, что дальше — пропасть. Но для строительного рынка это типичное состояние. Как в медицине говорят: "стабильно тяжелое". Правда, государство вмешивается — пытается ситуацию реанимировать. Это хорошо. Поддержка отрасли нужна.

Какие планы у компании по вводу жилья на этот год?

— У нас накопилось много объектов, которые надо завершить. Сдадим 200 тыс. м2. Это та планка, которую мы себе определили на ближайшие несколько лет.

А землю для дальнейшего развития покупаете?

— У нас достаточно земли для строительства еще 3,5 млн м2 жилья. Так что за последний год мы земельный банк не пополняли. Будем потихоньку застраивать то, что есть. Быстрее двигаться вперед не получается: недостаточно оборотных средств. Да и спрос упал. Видели рекламу жилья по 1,2–1,3 млн рублей с отделкой? Девелопер с трудом находит покупателя даже на такое предложение.

Мы недавно подсчитали, что за кризис маржа застройщиков сократилась на 5–7%. Вы согласны?

— Да. Сейчас она не превышает 10%. Арматура с начала года подорожала в 2 раза, цены на цемент и другие материалы значительно выросли. Если еще и топливо подорожает — вообще труба.

А проектное финансирование?

— Это отдельный разговор. Банки сегодня кредитуют строителей под 17–18%. Это слишком дорого. Но альтернативы нет.

У вас же есть свой банк "РостФинанс". Или вы там не кредитуете основной бизнес?

— Наш банк — исключительно ипотечный инструмент. Мы кредитуем там покупателей жилья под 9,7% годовых. Скажете, что низкая ставка? Да. Но нам важнее поддержать поток денег в долевое строительство, чем заработать на банковских услугах.

Господдержка ипотеки — это не о вас?

— Государство поддерживает банки, где объем ипотечного кредитования не менее 300 млн рублей в месяц. А у нас максимум 70 млн рублей. Но доля ипотечных сделок у "Дальпитерстроя" растет. За год она увеличилась на 25% и достигла 75%.

Как складываются ваши отношения с дольщиками?

— По–разному. Мы стараемся выдерживать сроки строительства. Но, к сожалению, не всегда получается. Бывают сбои на полгода и даже больше. Люди переживают. Я почти каждую неделю с ними встречаюсь. Они видят, что работа идет. А в особенно острых случаях мы идем людям навстречу. Например, предлагаем свободные квартиры в уже сданных домах. В чем нет сомнения ни у меня, ни у наших дольщиков, так это в том, что все проекты мы доведем до конца.

Ваши планы по строительству вертикального холдинга в силе?

— Прорыва в этой теме за год не произошло. Хотели, например, создать домостроительный комбинат. Но сейчас рынок полностью удовлетворяет спрос по железобетонным изделиям. Так что инвестировать в крупное производство в такой ситуации не вижу смысла.

А как идет разработка ваших щебеночных карьеров в Карелии?

— Если честно, реальность не оправдывает ожидания. Дороги вот закрыли из–за ограничений по перегрузу. Доставка щебня стала в полтора раза дороже. Вообще, этот бизнес — дело дорогое.

В Петрозаводске вы строите еще и жилье по госзаказу. Недавно появилась информация, что глава Карелии получил выговор за срыв сроков по этой программе. Что произошло?

— Стройка действительно задержалась на 8 месяцев. Долго шло выделение земли и проектирование. Сказался также недостаток финансов: мы должны были строить на свои, а потом получать компенсацию из бюджета. А тут кризис… Сдадим дома к концу лета. Все 16 зданий в разных поселках региона. Я, разумеется, чувствую ответственность за сбой. Наверное, будут штрафные санкции. Хотя прибыль в этом проекте и так "около нуля". Дома с отделкой мы передаем государству всего по 35 тыс. рублей за "квадрат".

После этого вы, наверное, не будете больше работать в Карелии?

— Ну почему же? Мы думаем о коммерческом строительстве. Также есть планы купить производство по заготовке леса. Ищем подходящий актив. Но в другие регионы идти не планируем. Сосредоточимся на Петербурге и Ленобласти.

Ленобласть недавно разделили на три зоны, где будут разные правила по строительству социальной инфраструктуры. Можете прокомментировать эту реформу?

— Косить траву надо, когда она растет. А все эти меры могут привести к тому, что строительный рынок загнется. И налоги в бюджет платить будет некому.

Как же быть с социальной инфраструктурой?

— Строить, как и раньше, за счет государства. Понимаю, что бюджетам в кризис тяжело. Но застройщикам не легче. Если вешать эти расходы на бизнес, жилье станет на 20–25% дороже. А без доступного жилья у России нет будущего. Образно говоря, у нас минус 300 человек в день, а, например, в Китае — плюс 20 млн в день. Нам надо увеличивать численность населения. Иначе китайцы рано или поздно просто переедут к нам на автобусах с матрасами. И никто им не помешает. Так что в целях госбезопасности надо стимулировать людей создавать семьи и рожать детей. А сделать это можно только доступным жильем.

Как развивается ваш параллельный нефтяной бизнес?

— Вложения в него окупились за год. Мы закрыли все кредиты и сейчас работаем в плюс. Хотя после падения цен на нефть прибыль стала ощутимо меньше. У нас в разработке девять месторождений. Это трудный бизнес. Мы сами ведем геологоразведку, бурим скважины, качаем нефть и поставляем ее нефтетрейдерам. И пока бизнес небольшой — не более 10% от строительного по оборотам.

Финансовые потоки от стройки и нефти пересекаются?

— Нет. Это параллельные истории. Хотя теоретически в случае форс–мажора можно поддержать стройку нефтяными деньгами.

Недавно выяснилось, что у вас есть и сетевая компания "Росэнергосеть".

— Да. Эту фирму, которая оказывает услуги по передаче электричества, мы создали 2 года назад. Сейчас у нее на балансе пять подстанций и 30 км кабельных линий и ЛЭП. Это отдельный бизнес в структуре холдинга "Дальпитерстрой", в развитие которого уже вложено 200 млн рублей. В этом году начнем очередной этап развития стоимостью 150 млн рублей по строительству сетей и подстанции в Шушарах.

Почему решили создать свое электросетевое хозяйство?

— Мы постоянно сталкивались с трудностями при получении технических условий на строительство сетей и при передаче их на баланс монополистам. Намучались. И решили работать сами. Это существенно экономит время и деньги. Нам удалось договориться о получении электричества напрямую от ФСК. Но мы выиграли все суды, в том числе с ФАС, и получили индивидуальный тариф. Теперь сами оказываем услуги по передаче электричества. А подключение к сетям ФСК получилось дешевле, чем у "Ленэнерго".

Других пользователей к своим сетям подключаете?

— К нам иногда обращаются те, кто строит рядом. Даем им небольшие подключения по 100–200 кВт в качестве соседской помощи. Но в основном обеспечиваем свои объекты.

Другие девелоперы берут ваш пример на вооружение?

— Изучают опыт. Думаю, будущее сетевого рынка как раз за такими маленькими компаниями. Это выгодно даже монополистам. Они при этом экономят на персонале для обслуживания сетей, но зарабатывают на их ремонте как сторонние организации. Правда, работа небольших сетевиков эффективна только в рамках крупных проектов квартальной застройки.

Свои котельные вы тоже строите из соображений экономии?

— Да. У нас уже пять котельных по всему городу общей мощностью более 100 МВт. В их строительство вложено 200 млн рублей. Еще две котельные построим в этом году. Я очень рад, что решился на этот шаг. Эффект трудно переоценить. Мы теперь подаем тепло в свои дома, как надо и когда надо. Без задержек. А то, знаете, бывает, что дома сидят на временных сетях по 10 лет. И все это время инвестор платит полторы цены за тепло из своего кармана, теряя прибыль. Мы этот риск полностью исключили.

Знаю, что в Парголово вы строите коттеджный поселок, где дома бесплатно отдаете семьям, усыновившим сирот. Много ли домов заселили?

— Пока 10, в этом году сдадим еще четыре. Там уже 100 детишек живут. Но коттедж, к сожалению, не стимулирует людей усыновлять детей. А те, кто усыновляет, делают это не ради жилья. Это особенные люди. Я пытаюсь им помочь. Правда, многие смотрят на меня как на сумасшедшего. Ну да Бог с ними.

У вас такое большое хозяйство. Как вам удается держать все под контролем?

— Знаете, я недавно встречался с испанскими партнерами, они сказали: "У нас такие холдинги, где один человек занимается всем и сразу, были только во времена Франко". Сейчас в Европе так не работают, потому что такой ритм не оставляет времени на личную жизнь. Думаю, они правы. В идеале каждый должен заниматься одним делом, но как следует.

В будущем разделите бизнесы и будете заниматься чем–то одним?

— Хотелось бы. Но пока не понимаю, как это сделать грамотно, чтобы не пострадали люди и проекты. Думаю, это разделение со временем произойдет само — естественным путем.

В этом году "ДП" впервые включил вас в Рейтинг миллиардеров. Что–то из–за этого изменилось в вашей жизни?

— По большому счету — нет. Но для покупателей жилья это своего рода сигнал о том, что с моей компанией можно иметь дело. Если миллиардер, значит, денег на стройку точно хватит.
Биография
Аркадий" Скоров
Родился в 1959 году во Владивостоке. В 1994 году окончил ВМА им. Кузнецова в Петербурге. Преподавал в ВМИ радиоэлектроники и техники им. Попова. Доктор педагогических наук. С 1998 года — основатель и гендиректор компании "Дальпитерстрой". Инвестором компании на первом этапе выступило дальневосточное ОАО "Дальрыбстрой".
Справка
СК" "Дальпитерстрой"
Создана в 1998 году. Объединяет 19 компаний. По СПАРК, бизнес принадлежит Аркадию Скорову (75%) и его сестре Екатерине Леоновой (25%). На начало 2016 года компания ввела в строй более 100 объектов на 1 млн м2. В работе еще 100 проектов общей площадью 3,5 млн м2. Выручка компании в 2015 году выросла на 20% и составила 4 млрд рублей.