14:4917 июня 201614:49
1101просмотров
14:4917 июня 2016
То, что "в Питере — пить" теперь подтвердили и исследователи: 10% аудитории общепита в Петербурге — это посетители баров, тогда как в России их доля меньше 7%. Несмотря на кризис, петербуржцы часто ходят в кофейни, фастфуд и бары, а вот пиццерии таким высоким спросом, как во всей России, похвастать не могут.
Ситуация на рынке общественного питания стабилизировалась и в России, и в Петербурге в частности, говорят специалисты компании Ipsos Comcon, опираясь на результаты регулярного исследования "РосИндекс". После того как посещение заведений общепита по всей России в 2014 году снизилось до 44,5%, в 2015 году эта цифра практически не менялась. На этом фоне рынок Петербурга выглядит довольно оптимистично: если в 2014 году 53% опрошенных ходили есть вне дома, то в 2015 году эта доля увеличилась до 57%. Эту тенденцию подтверждают и данные "Петростата", согласно которым оборот петербургского рынка общественного питания в январе-апреле 2016 года вырос на 1,6% и составил 19,1 млрд рублей.
Отчасти причина этому в большом количестве заведений и разнообразии концепций общепита в Петербурге, считают эксперты. Этой весной на рынок вышли более 30 новых игроков, продолжают развитие и существующие. "Бум открытий был связан с проведением в Петербурге масштабных мероприятий: чемпионат мира по хоккею, ПМЭФ", — говорит Наталья Скаландис, управляющий директор Property Management NAI Becar. Из сетевых операторов наиболее активно развиваются "Теремок" и "Чайная ложка", в более дорогом сегменте — Ginza, отмечает она. "Безусловно, в Петербурге большой объем ресторанов с креативной концепцией и хорошей кухней, в то время как в регионах такое сочетание встречается довольно редко", — добавляет Наталья Скаландис.
По данным Comcon, почти треть опрошенных петербуржцев посещают фастфуд, это больше, чем по России в целом (менее 20%). При этом пиццерии жители посещают гораздо реже, чем россияне в целом, несмотря на то что средний чек там сравнительно небольшой — 500 рублей. "Могу предположить, что это связано с большим разнообразием рынка общепита в Петербурге, здесь много форматов, много концепций, а в последние год-два открываются авторские рестораны, которые тоже забирают часть аудитории", — говорит Руслан Галиуллин, управляющий ГК "Васаби-Розарио". По его словам, на рынке практически не осталось сейчас специализированных суши-ресторанов или пиццерий, есть тенденция к максимальному расширению меню. "Для ресторанов основная сложность заключается в том, чтобы выдержать высокое качество всех блюд в меню", — отмечает он.
Кроме этого, жители Петербурга чаще остальных россиян ходят в кафе и кофейни, и доля посетителей этих заведений стабильна с 2012 года. Особенное оживление происходит в сегменте булочных и кондитерских. За последнее время на рынок вышли или активно открывали новые заведения сеть "Булочные Ф. Вольчека", "Жан Руа", "Булка хлеба", "Коржов", "Хлеб с маслом" и многие другие.
Помимо этого, в Петербурге каждый десятый житель города посещает бары, хотя в России ходит в эти заведения только каждый четырнадцатый человек. Эту тенденцию эксперты заметили давно, еще до создания бессмертного хита группы "Ленинград". Аудитория баров стабильна, несмотря на то что в этих заведениях довольно высокий средний счет — свыше 1 тыс. рублей, отмечают в Comcon, объясняя это тем, что аудитория у баров довольно узкая и лояльная, для которой поход в бар — показатель качества жизни, поэтому они не изменили своим любимым заведениям.
"Любому человеку нужны радости, и когда из-за кризиса большие радости в виде путешествий за рубеж, покупки автомобиля, недвижимости становятся недоступны, их замещают маленькие радости в виде похода в бар", — говорит Андрей Федотов, владелец "Барслона". По его наблюдениям, в Петербурге бары особенно востребованы в силу особенностей характера жителей города: "Отличительная черта петербуржцев — стремление к объединению перед лицом опасности, крупные перемены подталкивают нас к общению, к обсуждению прозошедшего, именно за этим идут в бары".
Средний чек в российском общепите, рублей
Источник: данные Comcon, участников рынка
Между тем, прогнозы на второе полугодие у экспертов более осторожные. "Что будет с рынком общепита во втором полугодии, предсказать очень сложно, ввиду нестабильной экономической ситуации, — говорит Наталья Скаландис, — безусловно, будут открываться новые рестораны, но число их будет минимально. Сегодня рынок "уговариваний", а не обращений. Управляющие свободных площадей презентуют их рестораторам, которых хотят видеть у себя на объекте, и рестораторы выбирают оптимальные варианты по площади и цене".