Председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков в рамках круглого стола, организованного газетой "Деловой Петербург", обсудил с петербургскими бизнесменами новые законодательные инициативы по поддержке бизнеса и защиту прав предпринимателей.
Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, президент Ассоциации региональных банков России:
Я бы выделил три направления, которые сегодня оказывают серьезное влияние на бизнес, — это административное бремя, недоступность финансовых ресурсов и налоги. По налогам особых изменений на законодательном уровне не будет. Беспокоит бизнес введение кадастровой оценки. К сожалению, по кадастровой оценке принимают решения органы власти на местах, и нам поступают сигналы, что в некоторых регионах в разы увеличили оценку недвижимости, что негативно сказалось на бизнесе. Но если налоги пока расти не будут, то заметен рост неналоговых платежей. Вызывает беспокойство система внедрения кассовой техники. В законе предусматривается возмещение на ее приобретение, но есть мнение, что оно недостаточное, что влечет за собой нагрузку на бизнес. Госдума приняла этот закон, но я лично голосовал против. Нельзя не вспомнить систему "Платон", которая вызвала бурный протест. На мой взгляд, все платежи такого рода лучше реализовать с помощью акцизов, это более справедливый подход: кто больше ездит, тот больше разрушает дороги и, соответственно, больше платит.
Но есть и позитивные моменты — например, единый налог на вмененный доход продлен до 1 января 2021 года. Хотя, на мой взгляд, можно было продлить его на неопределенные сроки, чтобы бизнес не думал о том, как перестраиваться в случае его отмены. Кроме того, остро стоит вопрос дорогих кредитов. Мы считаем, что инфляция 7,3% позволяет снижать ставку до однозначных величин, но Банк России перестраховывается, возможно, так легче держать вожжи в руках. Эта перестраховка дорого обходится экономике, кредитование падает, особенно когда речь идет о малом бизнесе. Центробанк говорит, что проценты по кредитам не влияют на кредитование, а основная причина снижения объемов кредитования связана с тем, что макроэкономическая ситуация крайне нестабильна. Хотя мы прекрасно понимаем: чем дороже кредит, тем сложнее его обслуживать. Я думаю, что на следующем заседании в июле Центробанк может снизить ставку до 10%.
Сейчас Минэкономразвития, ЦБ РФ и корпорация МСП реализуют "Программу 6,5" по субсидированию процентной ставки по кредитам МСП. Весной ЦБ увеличил лимит рефинансирования в рамках этой программы до 75 млрд рублей, поскольку 50 млрд были практически выбраны. Сейчас в ней активно участвуют два госбанка — ВТБ и Сбербанк. Мы планируем подключать к этой программе региональные банки, что позволит сделать ее более эффективной. Также Центр поддержки экспорта в прошлом году получил 3 млрд рублей на развитие экспортного несырьевого направления.
Кроме того, я считаю необходимым введение инвестиционной льготы, что простимулировало бы людей направлять средства на инвестиции, а не тратить на потребление или класть на депозит. Пока же лучше, не рискуя, получить доход через вклад, чем инвестировать.
Мешают бизнесу и административные барьеры. Мы рассматриваем закон, по которому ФАС лишается возможности проверять малый бизнес с оборотом до 400 млн рублей бессрочно, а с оборотом до 800 млн рублей — без санкции прокуратуры. Рассчитываем, что этот закон будет принят осенью. Еще один важный момент — это полная инвентаризация всех требований к бизнесу, которые часто мешают работе. Мы ожидаем, что она будет проведена к осени, до принятия закона о контрольно–надзорной деятельности.
Альберт Цибаев, учредитель ООО «Специализированное тоннельное строительство»:
К сожалению, зачастую законы противоречат друг другу. Сейчас для бизнеса наступили не лучшие времена, поэтому надо сократить дистанцию между предпринимателями и властью и наладить отношения. Важно именно снизить уровень регулирования в бизнесе, что даст предпринимателям больше свободы и освободит чиновников от лишних обязанностей.
Антон Лужковский, руководитель Национального союза СРО операторов по обращению с отходами:
Я представляю отрасль, которая практически отсутствует в России, — это мусоропереработка. У нас развиты транспортировка мусора, складирование отходов, но нет переработки, хотя есть инвесторы и проекты. Им крайне необходима поддержка властей в реализации этих проектов и четкие правила игры, которых до сих пор нет.
Андрей Ермаков, индивидуальный предприниматель:
Серьезная проблема наших производителей — это проверки. За последние несколько лет я перечислил более 50 млн рублей налогов в бюджеты разных уровней. Мне кажется, сама по себе порочна практика, когда проверки идут к производителю, у которого здесь основные средства. Ведь он никуда не денется и никуда не убежит. Почему бы не направить действия контролирующих органов в сторону контроля того пути, по которому продукция импортных производителей попадает на полки отечественных супермаркетов.
Проблему могло бы решить саморегулирование, но и это не панацея. Так или иначе в сегодняшней бизнес–среде достаточно много компаний, которых беспокоит только сиюминутное алчное обогащение. Как следствие, сложившаяся конкурентная среда в России ведет к тому, что на полках магазинов господствуют товары худшего качества и за большие деньги. Полагаю, что органам таможенного, валютного, налогового контроля, а также Роспотребнадзору необходимо больше внимания уделять контролю за иностранными товарами, а российских производителей оставить в покое.
Виктор Кононов, председатель совета директоров ОАО «Невская косметика»:
В 2015 году было уплачено только по налогу на прибыль и НДС 1,6 млрд рублей в бюджеты всех уровней, не считая других налогов и сборов, что составляет 1,9 млн рублей на одного работающего. За последние 4 года объем инвестиций составил 2,8 млрд рублей, что позволило поднимать производительность труда на 20% ежегодно.
Сейчас к нам пришла проверка из межрайонной налоговой инспекции, но не документы смотреть. Они пытаются собрать "доказательства" выбора нами "недобросовестных поставщиков". Сначала выдвигают обвинения, а потом, нарушая действующее законодательство, путем многочисленных допросов сотрудников и партнеров пытаются свои умозаключения подкрепить "доказательствами", а не наоборот. Осмотрительность в законе есть, но что понимать под ней, не прописано. Налоговики пользуются своей внутренней инструкцией, которая не зарегистрирована в Минюсте.
В общем, решили резать курицу, которая несет золотые яйца в бюджеты разных уровней, прямо как в сказке, вместо того чтобы такие предприятия ставить в пример и на них равняться.
Что нам делать в настоящем и как законодатели собираются защищать права предпринимателей в будущем? Кстати, об этом в своем докладе говорил президент РФ на форуме. Вопрос очень актуален.
Руслан Кисс, директор НП ПРОВЭД:
Сегодняшний предприниматель — герой, который снял определенное социальное бремя с государства. Но сегодня у нас репрессивная форма взаимоотношения власти с бизнесом. Поэтому, когда контрольный орган приходит с проверкой, он не пытается научить, поправить или подсказать, его цель — только и исключительно наказать, и он не уйдет просто так без штрафа или дела об административном правонарушении. А если ничего не нашел, то, значит, он получил взятку. Это логика контрольных и надзорных органов.
У наших бизнесменов нет права на ошибку или возможности для маневра, в отличие от европейских. Вроде как начался процесс обсуждения вопроса при обнаружении нарушения первый раз не наказывать предпринимателя, а ограничиться предупреждением.
Дмитрий Прокофьев, вице–президент Ленинградской областной торгово–промышленной палаты:
К сожалению, у нас нет презумпции добросовестности предпринимательства, хотя за четверть века стало понятно, что абсолютное большинство бизнесменов — это добросовестные люди, которые хотят производить хороший продукт. Пока не изменится этот подход, никаких изменений не будет.
ЛОТПП занимается многими проблемами и работает с бизнесом на местах, и мы хотели бы поднять ряд вопросов, в том числе и по поддержке работы региональных банков со стороны федеральных властей. Именно местные банки ближе к потребителю услуг, хорошо знают и понимают своих клиентов и их нужды.
Дмитрий Еременко, генеральный директор ООО «Трубы ХОБАС»:
Нет смысла плодить новые законы, не подчинив выполнение старых задаче, для решения которой они были написаны, а не интересам регулятора. Пример — Таможенный кодекс, устанавливающий ставки ввозных пошлин. Таможня изобретает свою статистику, всего лишь дающую основание подозревать в занижении цены. Всех ставит перед выбором или согласиться с навязанной таможенной стоимостью, или получить максимально возможное затягивание процедуры. Причем в суде проигрывает безнадежно. Это не регулирование, это вымогательство.
Приоритетные задачи — модернизация, технологические прорывы и т. п. По замыслу, они направлены на развитие реального сектора. При этом надо отдавать себе отчет в том, что они финансируются и поддерживаются ресурсами, которые изъяты из того же реального сектора и возвращаются туда за минусом издержек. Причем это делается "комиссионным" решением с очень спорным технико–экономическим обоснованием. Вместо него — лозунги, рейтинги и уверенность "что так всем будет лучше".
Мы пытаемся клонировать Джобса, Маска или Цукерберга — опять Чубайс получается. Вирус, наверное. Может, с Кампрада начать?
Алексей Самохвалов, генеральный директор компании «САТИТ»:
С одной стороны, государство говорит, что надо развивать предпринимательскую инициативу. Но, с другой стороны, когда предприниматель приходит в банк и пытается взять кредит, то первый вопрос — это залог. А если нет залога, но оборот — сотни миллионов рублей в год и среди заказчиков — "Газпром", "Ростелеком", "Транснефть", которые уже сто раз перепроверили компанию? Даже банковскую гарантию можно получить, только положив на счет банка сумму гарантии. Какой тогда в ней смысл? В частные банки многие обращаться не рискуют, потому что прошла волна отзывов лицензий. Одним из действенных методов поддержки малого бизнеса оказалось создание квот: когда 10% заказов госкомпании обязаны отдавать субъектам малого предпринимательства. Вот тогда они начали бегать за нами.
Почему бы не сделать то же самое с банковскими кредитами?
Сергей Алексеев, генеральный директор охранной фирмы «Титан»:
Если говорить о проверяющих органах, то у нашей компании их столько, сколько нет ни у кого, потому что мы работаем с оружием и занимаемся вопросами пожарной безопасности. Но с чем к нам приходят?
Представитель трудовой инспекции выставил нам список нарушений: неправильное ведение журнала выдачи трудовых книжек, неправильное хранение трудовых книжек, нет журнала выдачи моющих средств работникам. Как на защиту работников повлияет порядок хранения трудовых книжек и выдачи моющих средств? Мы видим, на что вынуждены тратить время сотрудники проверяющих органов. А они всего лишь выполняют постановление правительства РФ от 2003 года. Его, кстати, писали те люди, которые должны понимать, как бизнес развивается.
Что мы видим? Глупость нормативных актов, которые не связаны с жизнью, некомпетентность людей, которые пытаются их применять. А лень, помноженная на безграмотность, дает сокрушительный результат. Пока у нас не будут действовать законы прямого действия, упорядочить отношения государства и бизнеса невозможно.
Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс»:
В 2011 году мы создали ассоциацию, которая защищает интересы грузоперевозчиков, потому что каждый день они сталкиваются с беспределом, коррупционными проявлениями и государство закрывает на это глаза. У нас нет четкого законодательного регулирования грузоперевозок. Отменив лицензирование в 2005 году, до сих пор так и не ввели саморегулирование.
Существующие законы не работают, и мы открыто говорим об этом, но в ответ получаем отписки. Например, мы говорили, что рано вводить систему "Платон", надо ее тестировать. Давно обсуждается вопрос о том, почему транспортные предприятия платят НДС, хотя услуги транспорта им не облагаются.
Нужно пересмотреть подход к налоговой системе и прописать, что заказчик должен оплачивать услугу без НДС, не принуждая перевозчика выстраивать серые схемы.
Александр Мышинский, генеральный директор ГК «РеалЪ»:
Основная проблема — это переизбыток законов и постановлений. У нас действуют различные правила и нормы, которые часто между собой не стыкуются, и, соответственно, бизнес не в состоянии их выполнить.
В итоге появляются коммерческие организации, за определенную плату готовые взять на себя решение этих вопросов, и все это делается на законных основаниях. Нагрузка на бизнес при этом постоянно увеличивается, что сказывается на финансовых результатах.