Биржи отходят от шока после британского референдума. "ДП" решил вспомнить другие финансовые страшилки и ответить на вопрос, почему катастрофы, которых все так боялись и ждали, так и не произошли.
В понедельник, 27 июня, фондовые рынки находятся под сильным влиянием объявленных в ночь с четверга на пятницу итогов референдума в Великобритании, которые вызвали резкое падение рисковых активов и взлет защитных.
Нефть начинает отыгрывать пятничное падение на 6%, до $47,5: в понедельник Brent начала восстанавливаться, на 13:00 достигала максимального значения в $49,4, однако затем снова откатилась ниже $49 и на 16:00 торгуется около отметки в $48. Рубль пока находится в подвешенном состоянии, но немного вырос вслед за черным золотом: доллар сегодня падал ниже отметки в 65 рублей за доллар, на 16:00 доллар к рублю падает на 0,2% ($65,1), евро к рублю падает на 1%, за евро на бирже дают около 71,7 рублей. Индекс ММВБ на 16:00 потерял 1,5% (в пятницу он ограничился скромным падением в 2,4%), индекс РТС реагирует болезненнее: в пятницу он просел на 4,16%, а сегодня — еще на 1,69%. Золото, взлетевшее в пятницу с $1252 до отметки $1362, то есть почти на 9%, в понедельник резко расти не продолжило: на 16:00 оно торгуется около отметки в $1327 за унцию.
Не везет пока фунту стерлингов: после падения в пятницу на 10% в понедельник на 16:00 он просел еще более чем на 3%. Таким образом, из-за Brexit национальная валюта Великобритании обрушилась с отметки $1,5 за фунт стерлингов до $1,3. Евро по отношению к доллару также не демонстрирует восстановления: обрушившись на 4% в пятницу, в понедельник европейская валюта проседает к американской еще на 0,9%.
Так, паника действительно состоялась, и она была усилена эффектом неожиданности: за несколько дней до референдума большинство инвесторов были уверены, что Великобритания останется в составе Евросоюза. Однако самые страшные из прогнозов по Brexit, обещающие, к примеру, провал фунта стерлингов на 20%, пока не сбылись. Рынки застыли в неопределенности, готовясь качнуться в ту или другую сторону. Основных прогнозов два: либо Brexit будет отыгран и забыт, оказавшись временным потрясением для фондовых рынков типа "греческой страшилки" или резкого повышения ставки ФРС США, либо же его влияние будет намного более продолжительным и затронет глубинные процессы.
Читайте также:
Brexit
Как инвесторы заработали на панике из-за Brexit
Что Grexit, что Brexit
Одним из последних мощных поводов, который биржа смогла отыграть со временем, стало повышение ключевой ставки в США: 16 декабря прошлого года ФРС США впервые с 2006 года повысила ключевую ставку — на 0,25 процентных пунктов. После этого нефть, которая и до этого была под давлением из-за профицита, показала масштабное обрушение, до $27,8, а затем откатилась в итоге 20 января ко дну, $27,1. Несмотря на обещания главы ФРС Йеллен повысить ставку 4 раза до конца 2016 года, нефть смогла подорожать и пробить отметку в $50 на фоне совокупности факторов.
Часто сравнивают Brexit c волнениями на бирже в связи с Грецией и в целом с долговым кризисом в Европе. Угроза Grexit, выхода Греции из Евросоюза, пугала рынки еще в 2012 году, во время парламентских выборов. Аналитики говорили, что эти выборы по сути являются референдумом по вопросу нахождения страны в еврозоне. Камнем преткновения был вопрос о помощи ЕС Греции, отказавшись от которой, страна с долгами в 30 млрд рублей сразу бы объявила дефолт и вернулась бы к своей национальной валюте — драхме. Прогнозы относительно Grexit были даже куда более драматичными, чем Brexit: аналитики предвещали начало мощной второй волны глобального экономического кризиса, который может задеть не только Европу, но и весь мир в целом. Страх дефолта Греции и ее выхода из Евросоюза снова дал о себе знать летом 2015 года, когда премьер-министром Греции стал лидер коалиции радикальных левых Алексис Ципрас, выступавший против мер жестокой экономии, которые Европа требовала от Греции в обмен на финансовую помощь и спасение от дефолта. Время от времени "греческая страшилка" снова приковывает внимание инвесторов, например, в апреле Wikileaks опубликовала стенограмму разговора чиновников Международного валютного фонда (МВФ), из которого ясно, что в МВФ хотят спровоцировать дефолт в Греции, чтобы ускорить переговоры с греческими кредиторами. Однако на сегодняшний день фондовый рынок выработал иммунитет к греческой теме, переключившись на другие факторы.
Так будет и с Brexit, считает старший аналитик "Альпари" Вадим Иосуб. "В ближайшее время рынки будут с жадностью ловить новости из UK и EC и бурно на них реагировать, но, учитывая, что история имеет все шансы растянуться на годы, со временем (через несколько месяцев) наступит усталость от этих инфоповодов, и они перестанут представлять интерес для рынков", — говорит аналитик.
Вряд ли коррекцию от Brexit по силе влияния можно сравнить с относительно недавней острой фазой долгового кризиса в Европе, считает финансовый аналитик ГК "Финам" Тимур Нигматуллин. "Скорее всего, в итоге нынешняя коррекция окажется не более чем краткосрочной паникой, которая будет выкуплена в ближайшие месяцы, — считает аналитик. — Дело в том, что нынешнее правительство Британии, согласно заявлениям, не будет инициировать процедуру выхода. Новое же правительство, которое будет избрано через несколько месяцев, из-за ряда технических и юридических ограничений не сможет завершить выход ранее чем через 2 года. Процесс перехода будет очень плавный. С достаточно высокой вероятностью, к этому времени будет заключен пакет двусторонних соглашений, который фактически нивелирует негатив, связанный с выходом из ЕС. Скорее всего, это будет сделано по образу Швейцарии — с заключением отдельных договоров с соседями без участия в Европейской экономической зоне".
"Brexit больше похожа на страшилку для инвесторов: посмотрите, индекс ММВБ, например, в пятницу так и не провалился ниже 1850, потом к концу дня показал рост, сегодня остался в диапазоне пятничных торгов. Инвестор не ощущает какой-либо угрозы российским бумагам в связи с Brexit, — согласен заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин. — Нефть маленькими шажками карабкается вверх. Думаю, что нефть продолжит дорожать и потянет за собой рынки развивающихся стран. Рынок вновь переключит внимание на ставку ФРС и заявления федеральных банкиров относительно ее дальнейшего повышения".
Незаразительный пример
Позиция Евросоюза сейчас — выставить Brexit как глобальную ошибку Великобритании, чтобы не допустить цепной реакции выхода из ЕС, которая может стать самым страшным для европейской экономики последствием. Если другие страны не выразят желания последовать примеру Великобритании, то данный фактор может быть отыгран рынками уже в ближайшее время, уверена Марина Теущакова, аналитик QBF. "В противном случае падение рынков может стать достаточно продолжительным", — говорит она.
Кроме того, сам по себе Brexit еще далек от того, чтобы стать свершившимся фактом. Окончательное решение еще будет приниматься парламентом, членство Великобритании в ЕС может быть прекращено через 2 года после подачи уведомления о выходе. "В целом, Brexit — это в большей степени история Европы и их политиков, нежели нашего рынка. Первая реакция наших индексов это вполне подтверждает, сопоставимого падения с европейскими рынками мы не видим. Кроме того, итоги британского референдума могут отсрочить повышение ставок ФРС США, что в конечном итоге выгодно для рисковых активов", — отметил территориальный директор "БКС Премьер" Вадим Исаков.
В текущих условиях центральные банки стран, скорее всего, пойдут на предоставление любых объемов ликвидности ключевым коммерческим банкам, чтобы спасти их от вероятной неплатежеспособности, считает финансовый аналитик ИК "Доходъ" Владимир Киселев. Участники рынка понимают это, поэтому волатильность процентных ставок в Европе остается в рамках нормальных значений, считает он.
Выход Англии из состава европейского интеграционного союза не страшилка, а самое настоящее потрясение для всей мировой фондовой секции, и рынок еще не достиг дна, уверен в то же время руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев: "Его влияние уже превзошло многие политико-экономические катаклизмы прошлых лет. Если поглядеть на то, что снижение курса британца уже составляет порядка 2000 пунктов, ясно, что эффект от Brexit оказался более оглушительным. К сожалению, на текущий момент очень трудно оценить последствия подобного беспрецедентного события, хотя бы потому что ранее ЕС считался неделимым. Очевидно, что мировая экономика входит в новую фазу экономической неопределенности, которая рискует затянутся по причине запущенного механизма развала европейской мечты, а именно интеграционного союза ЕС. На рынке уже поговаривают, что вслед за Англией могут последовать и другие регионы, страдающие от бремени союза с ЕС. Учитывая сказанное, фондовые рынки еще не достигли своего дна, и дальнейшее снижение — это только вопрос ближайшего времени", — прогнозирует аналитик.