Молочные заводы Ленобласти модернизируют свои производства. Это логичный шаг для небольших переработчиков, поскольку в связи с продуктовым эмбарго производители могут занять новые ниши и предложить рынку оригинальные продукты, отмечают эксперты.
Пока на российском рынке действуют ограничения зарубежных поставок молочной продукции, стоит именно сейчас наращивать объемы производства. Даже небольшие производители получили возможность выйти на рынок, занять место на полках сетевого ретейла и наработать необходимые компетенции при небольших оборотах, говорит Марина Петрова, генеральный директор исследовательской компании Petrova Five Consulting.
Российский рынок молочных продуктов пока не насыщен — потребление россиянами этой продукции отстает от медицинских норм почти на 40%. Поэтому с точки зрения внутреннего потребления есть большие резервы для роста в самых разных нишах — как традиционных продуктов (сметана, творог), так и фермерских сыров, заключает Марина Петрова.
Поэтому неудивительно, что несколько компаний заявило о производстве сыров. Например, такие планы обнародовала ГК "Лосево". В настоящее время идет проектирование строительства нового завода по выпуску мягких и твердых видов сыра. Стоимость проекта — 3,5 млн евро. А ООО "Молочная культура" тоже заявляло о строительстве цеха по выпуску мягких сыров — рикотты и маскарпоне за 800 млн рублей. Запуск может состояться не ранее 2018 года. Кроме того, "Молочная культура" этим летом запустила производство двухслойных молочных десертов. В запуск линейки было вложено около 4 млн рублей.
АО "Производственное хозяйство "Красноозерное" вкладывает 400 тыс. евро собственных средств в модернизацию производства, которая позволит увеличить производительность в 3 раза, а также расширить ассортимент продукции.
Как рассказал представитель компании Сергей Клемешев, в настоящее время предприятие перерабатывает около 200 тонн молока в месяц, это не более трети всего объема молока, которое производит "Красноозерное". Под маркой "Зеленый берег" выпускается молоко, творог, кефир, сыр. Оборот от продажи этих товаров составляет более 10 млн рублей в месяц.
В результате реконструкции, которая завершится в конце августа, производство молочных продуктов будет практически полностью автоматизировано, и объемы переработки вырастут втрое, до 600 тонн молока в месяц. Осенью также компания планирует вывести на рынок новую продукцию — плавленый сыр и десертные йогурты.
Молочные продукты "Зеленый берег" продаются в основном (более половины продукции) в различных магазинах Ленобласти и Петербурга, а также в сетях "Лэнд" и "Азбука вкуса". В настоящее время ведутся переговоры о поставках в сеть "Призма", говорит Сергей Клемешев.
По данным участников рынка, небольшие местные производители успешно конкурируют с крупными федеральными производителями в силу того, что лояльность потребителей к местным продуктам достаточно высока. Лояльность к местным брендам связана не только ценой, но и с историей предприятия, а также качеством производимого продукта.
"Как правило, локальные производители работают в сегменте фермерских продуктов, который в Петербурге и Ленобласти еще не заполнен. Но, к сожалению, не все предоставляют заявленное качество, что подрывает доверие к сегменту натуральных продуктов и при этом повышает конкуренцию среди местных производителей", — отмечает представитель ГК "Лосево" Валерия Иванова.
При этом производителям нужно решить одну из главных проблем — где продавать свою продукцию. По мнению представителя одной из небольших сетей Петербурга, областные производители зачастую уверены, что им достаточно произвести продукцию, а продавать ее — это уже задача других структур. Тем не менее в настоящее время производителям не прожить без сетевой розницы, уверен генеральный директор ООО "Молочная культура" Андрей Ионов. Понятно, что с сетями сложно работать, но с отдельными магазинами — еще сложнее, считает он.
При обороте в 10 млн рублей в месяц компания еще может обеспечить продажи без сетей, но с объемом в 30 млн рублей нужно работать с крупными ретейлерами, считает специалист отдела продаж компании "Лосево" Владислав Горбенко. По его словам, традиционная розница отличается небольшим объемом реализации, логистика становится слишком затратной. В итоге нужно увеличивать наценку на продукцию, что не всегда возможно. Исключением может стать поддержка в виде собственной розницы, которая, впрочем, также требует значительных инвестиций, говорит Владислав Горбенко.
Производитель молочной продукции также может заниматься сбытом продукции через интернет-продажи, работать с сегментом HoReCа. В настоящий момент на российском рынке открыты многие ниши и направления, и российским производителям нужно не упустить момент этим воспользоваться, считает Марина Петрова.