Импортозамещение в радиоэлектронной промышленности бесперспективно. Российские аналоги дороже и хуже по качеству.
Импортозамещение в радиоэлектронике не нужно, считают российские заказчики. Отечественные компьютеры вчетверо дороже импортных аналогов, а системы навигации — в 5 раз габаритнее.
Чтобы выпускать конкурентоспособные товары, российским радиоэлектронным предприятиям нужны крупные заказы и годы на совершенствование своей продукции.
Фиктивное замещение
В большинстве случаев импортозамещение — это фикция, говорят участники рынка: российские предприятия собирают продукцию из привозных комплектующих. Или иностранный производитель поставляет товары в РФ через зарегистрированную здесь фирму, где более 50% капитала по документам принадлежит российскому лицу, тогда компания по закону считается отечественной.
До 1994 года вся радиоэлектроника в России была отечественная, но к 2014–му доля импорта выросла до 75%, говорит представитель ОАО "Силовые машины" Александр Логинов. "В 2014 году прозвучал горн, начались программы импортозамещения. Доля импорта сократилась до 38%. Но все компоненты электроники иностранные", — признает он.
Иностранные конкуренты на десятилетия обогнали российских, отмечают эксперты. Сократить разрыв можно только огромными государственными финансовыми вливаниями. Но только если они дойдут по назначению, а не рассредоточатся в коррупционных карманах. "Иностранные производители проникают на наш рынок через взятки. Попробовали бы мы дать взятку в Израиле или в США — моментально бы в тюрьме оказались", — говорит гендиректор ЗАО "Электронная компания "ЭЛКУС" Сергей Хвощ.
"Улучшать не будем"
Импортозамещение у нас — чистая политика, отмечает Виктор Новожилов с завода "Электросила". "Задано направление: нужно заместить импорт. Предприятия на этом спекулируют. Говорят: теперь вы будете у нас брать то, что есть, а улучшать мы ничего не будем", — рассказывает Виктор Новожилов.
С ним согласен Александр Логинов: по многим позициям отечественной продукции нет или она очень низкого качества.
"Одному предприятию
Минобороны
приказало использовать отечественные компоненты. Что получили? Навигационный прицельный комплекс для самолетов оказался в 5 раз больше по размеру и дороже", — делится Сергей Хвощ.
Есть и другие примеры: компьютер на базе процессора от российской компании "Эльбрус" будет стоить 400 тыс. рублей (в серийном производстве его нет). Примерно во столько же обойдется матричный принтер от "Ленполиграфмаша" (тоже серийно не выпускается), который весит 14,5 кг (обычно принтеры минимум вдвое легче).
"Зачем мне такое импортозамещение, если мне предлагают хуже и дороже?" — недоумевает Новожилов.
Нужна господдержка
Импортозамещение не самоцель, уверен главный инженер АО "Ленгидропроект" Борис Юркевич: "Не дай бог нам полностью заместить иностранную продукцию. Мы уже жили так в советские годы. Результат — отстали от мирового уровня. Выигрывает тот, кто имеет массовое производство. Пока у нас его нет, наши аналоги будут дороже".
По его мнению, нужно создавать продукцию с использованием иностранных компонентов, как это делает, например, петербургский "Ракурс". Он специализируется на радиоэлектронике для нужд промышленности, в частности, недавно запустил мониторинговые системы для гидроэлектростанций собственной разработки. Оснащение ГЭС такими системами позволяет предотвратить аварии, отслеживая техническое состояние турбины.
Но для того, чтобы российские товары были конкурентны по цене, производителям нужны крупные заказы, помогать в этом должно государство, считает Сергей Хвощ. "Приемопередатчик фирмы Holt стоит сегодня 6 тыс. рублей, а у российского "Интеграла" — 9 тыс. По качеству они сопоставимы. Если бы "Интеграл" получил заказ на 30 тыс. передатчиков, то смог бы снизить цену до 5 тыс. рублей. Но ему заказывают в 10 раз меньше".
Гендиректор ГК "Ракурс" Леонид Чернигов рассчитывает на крупные контракты с "Русгидро". "Ленполиграфмаш" ориентирован на оборонные поставки.
Без массового серийного производства обеспечить доступную цену не получится, признают производители.