Рeмонт как антикризисный инструмент незаслуженно забыт российскими работодателями. На эффективность работы сотрудников влияет не только суперсовременная техника, но и переосмысление офисного пространства.
В начале 2000–х настоящий фурор среди российских HR–специалистов произвел офис "Яндекса". Компания была, так сказать, евангелистом рабочего пространства нового типа — с зонированием места для работы и релакса, активного отдыха и переговоров. После этого в офисах стали постепенно появляться гамаки, библиотеки, круглые двери, настольные игры и увитые плющом стены.
Насмотревшись на яндексовские переговорные в виде избушек на курьих ножках, барные стойки посреди коридоров и надписи "Киса и Ося здесь были", работодатели не только из IT, но и из самых разных сфер бизнеса стали создавать собственные рабочие пространства, исповедуя идею о том, что в красивом и удобном, интересном офисе люди работают больше, дольше и эффективнее.
В кризисное время эффективность работы сотрудников — залог выживания компании на рынке, но работодатели забыли об одном из самых простых нематериальных способов повышения эффективности — ремонте. Речь не идет о кардинальной перестройке рабочего места, дело в разумном переосмыслении пространства. Доказано: люди, годами работающие в одном и том же (даже креативном) офисе, устают, эмоционально выгорают и теряют свой КПД. А между тем смена ковра, цвета обоев, штор и перегородок может вдохнуть в работника новую жизнь, силы и поднять мотивацию.
"В основе теории мотивации Ф. Герцберга лежит один из гигиенических факторов повышения эффективности сотрудника — рабочая среда, то есть рабочее место, уровень шума, эргономика, удобство офиса, физические условия и дизайн", — рассказывает Валентина Игнатьева, эксперт компании Comunica. Исходя из этой теории, говорит она, интерьер рабочего места становится одним из главных мотиваторов, сопоставимых по значимости с медобслуживанием, зарплатой и социальными услугами.
С тезисом согласна Дарья Костина, старший консультант компании "Мастерская Олега Замышляева": изменение физического пространства — известный способ мотивации сотрудников. Опыт подсказывает, что любые улучшения офиса положительно влияют на людей.
"Затраты на ремонт, если он хорошо продуман с точки зрения эргономики, дизайна, экологичности и выполнен с учетом заботы о людях, являются опосредованной инвестицией в человеческий капитал, в бренд работодателя на рынке труда", — говорит София Куковякина, HR–директор Konica Minolta Business Solutions Russia.
"Необходимо помнить, что сотрудник — это тоже клиент компании, только внутренний, — объясняет Лия Мустакимова, HR–партнер компании LWCOM. — Если ему будет приятно приходить в офис, он будет рассказывать о нем своим знакомым, выкладывать фото офиса в социальных сетях и в конце концов станет активным и бесплатным адвокатом HR–бренда". Изменение рабочего пространства Лия называет "прекрасной нематериальной мотивацией сотрудников".
Однако, по мнению Натальи Толмачевой, директора по организационному развитию департамента E–commerce "220 Вольт", ремонт со сменой интерьеров может стать фактором, повышающим мотивацию, только если основная часть работников — "миллениалы", они же поколение "игрек". Для поколения бэби–бумеров и частично поколения "икс" ремонт офиса может даже стать стрессом.
Впрочем, работодатель легко избежит негативного эффекта, если заранее проведет опрос сотрудников и узнает, что важного есть в старом офисе и что первостепенно нужно в новом.
"Свежий ремонт и обновление офиса, несомненно, оказывают очень позитивное влияние, но важно иметь в виду: сотрудники, которые не лояльны компании, не станут более мотивированными только лишь за счет ремонта", — предупреждает Анастасия Хрисанфова, директор по персоналу SPSR Express. То есть наибольший эффект будут демонстрировать те, кто как минимум не испытывает проблем с зарплатой.
Место, где среднестатистический человек активного возраста проживает большую часть жизни, не может быть неважным, подчеркивают эйчары.
"Меняя отношение коллектива к офисному пространству, то есть делая его местом силы, работодатель помогает сотруднику переосмыслить взаимодействие с компанией и ощутить свою причастность к большой семье в лице своего работодателя", — резюмирует идеолог офиса "Коворкинг 14" Роман Борисов.
Поэтому лучший офис — тот, в который утром приходят работать, а вечером остаются отдыхать с коллегами.