Предприниматель Максим Проторченко сначала основал бизнес на аутсорсинге в импорте, а затем вернулся к своему хобби — кофе. Однако увлечение вылилось в компанию по продаже кофемашин с годовой выручкой до 60 млн рублей, а этим летом он открыл еще и кофейню.
Максим Проторченко — владелец компании "Интерсолюшен", которая специализируется на аутсорсинге в международной торговле.
В 2012 году компания была признана SuperGazelle по рейтингу "ДП". Затем предприниматель решил открыть еще один бизнес, основанный на хобби, — фирму по продаже кофейного оборудования. "Мы уже занимались импортом, и начать импортировать что–то самостоятельно было логично и несложно", — рассказывает Максим Проторченко.
Итальянское хобби
Стартовый капитал компании "Эльканто" по импорту кофе и оборудования составил 1,5 млн рублей — основатель фирмы начинал работу почти в одиночку. Несколько месяцев он подбирал поставщиков и остановился на итальянской фирме. Это определило тематику бизнеса — сейчас компания сотрудничает с "итальянскими" кофейнями, барами и др. через сеть региональных дистрибьюторов.
Это приносит около 70% выручки, остальное приходится на розничные продажи через Интернет. В штате 15 сотрудников, в основном это отдел продаж. Общий оборот компании сейчас — около 5 млн рублей в месяц, а рентабельность бизнеса — на уровне 25–30%. "Кофе — высокомаржинальный товар, в его цене заложена подушка безопасности, которая позволила пережить кризис", — говорит Максим Проторченко.
Два года назад фирма все–таки потеряла нескольких дистрибьюторов, но докризисные показатели уже восстановились. При этом на сам кофе приходится всего около трети продаж, самый популярный товар в рознице — гейзерные кофеварки.
Из "Эльканто" недавно вырос третий проект — итальянский кофе–бар 1886Bonomi. Кроме кофе там будут итальянские закуски, сладости. Вложения в открытие — 2 млн рублей за аренду помещения и ремонт. Площадь зала на 12 мест — 35 м2. "Наша особенность — кофе по итальянским стандартам, никакого произвола, — говорит владелец. — Мы представляем только один бренд, проводим мастер–классы по приготовлению традиционных напитков". Он планирует продавать франшизу в регионы, а в Петербурге самостоятельно развивать сеть. Осенью начнут готовить к открытию вторую точку, в плане на 2017 год — еще три. Потенциальных франчайзи предприниматель видит в своих дилерах.
Использовать общепит для поддержки и продвижения других своих проектов — новое веяние в бизнесе.
Например, фирма YourStream по производству украшений недавно открыла бар на наб. реки Фонтанки, а книжные магазины города постепенно обзаводятся кофейнями.
Путь до клиента
В Петербурге более 70 фирм по продаже кофейного оборудования — это и дилеры крупных брендов (например, Nespresso), и мультибрендовые компании — "Мир эспрессо", "Солтис" и другие. Объем рынка — несколько миллиардов рублей. Предприятие "РусХОЛТС" планирует начать изготавливать кофемашины под своим брендом, в основном для автозаправок. И в "РусХОЛТС", и в "Эльканто" ставку делают на последующее обслуживание техники в b2b–секторе, чтобы сотрудничество с клиентами не ограничивалось разовой покупкой.
При этом рынок продажи кофемашин для дома развит мало. С одной стороны, это дает компаниям перспективу, с другой — пока бизнес не может выжить только на этом: большинство петербуржцев не готовы заплатить за кофеварку несколько тысяч или десятков тысяч рублей.