Mail.ru Group за полугодие увеличила прибыль на 14%, до 5,7 млрд рублей. Самым быстрорастущим активом холдинга остается "Вконтакте". Однако на звание главной технологической корпорации в РФ претендует "Яндекс", показывающий ударные темпы роста прибыли.
Чистая прибыль
Mail.ru Group по итогам 6 месяцев увеличилась на 14% и составила 5,7 млрд рублей, следует из консолидированного финансового отчета группы по МСФО. Совокупная сегментная выручка выросла на 11,6%, до 18,8 млн рублей, показатель EBITDA — на 3,2%, до 8,6 млн рублей. При этом уровень рентабельности по этому показателю снизился в годовом выражении до 46,1% в связи с увеличением расходов на маркетинг, которые выросли на 205,6%, с 284 млн до 868 млн рублей.
В компании фиксируют сохранение тенденций I квартала — стабильно высокий спрос и рост доходов от нативной рекламы в целом, особенно в мобильном сегменте. При этом в Mail.ru Group отмечают, что давление экономической ситуации, которое продолжают испытывать потребители в России, вероятно, негативно отразится на выручке от пользовательских платежей и игр во втором полугодии. По итогам года в Mail.ru Group ожидают рост выручки на уровне 8-14%. Однако, как отмечает глава группы Дмитрий Гришин, если потребители не начнут активнее расходовать средства, рост, скорее всего, будет по нижней границе диапазона.
Рост на рекламе и выплате долга
Выручка Mail.ru Group от рекламы повысилась на 28,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 8,098 млрд рублей, реклама приносит корпорации основную часть дохода — 43%. В компании ожидают рост рекламной выручки и во втором полугодии. "С появлением новых рекламных форматов в наших социальных сетях крупные бренды продолжат перераспределять рекламные бюджеты в пользу Интернета из других видов медиа", — уверен Гришин.
Вторая строчка дохода корпорации — пользовательские платежи (Community IVAS), которые в первом полугодии составили 6,1 млрд рублей, или 32% общей выручки. При этом IVAS стал единственным сегментом, который продемонстрировал негативную динамику (–4%). В компании спад объясняют проблемой монетизации на мобильных устройствах, а также влиянием макроэкономической ситуации и колебаниями курса валют.
Доходы от многопользовательских онлайн-игр выросли на 9,1% и составили 4,5 млрд рублей. Warface, по данным Mail.Ru Group, по-прежнему остается самой доходной игрой в портфолио компании. "Armored Warfare: Проект Армата" и Skyforge также вошли в число самых доходных игр.
В Mail.ru Group отмечают, что благодаря снижению процентных расходов по займу, полученному в связи с приобретением "Вконтакте", совокупная чистая прибыль холдинга выросла в первом полугодии на 14,0%, до 5,7 млн рублей. В июне компания досрочно погасила кредит в 22,2 млрд рублей от Газпромбанка, полученный в рамках сделки по покупке 48,01% "Вконтакте". Позднее был осуществлен второй транш оплаты в рамках сделки по продаже HeadHunter. Остаток денежных средств на текущих и депозитных счетах по состоянию на 30 июня 2016 года составил 7,5 млн рублей.
"
Вконтакте
" принес почти 4 млрд рублей
Выручка принадлежащей Mail.ru Group соцсети "Вконтакте" по итогам первого полугодия 2016 года выросла до 3,8 млрд рублей, что на 41% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Рентабельность EBITDA составила 55,5% против 47,3% в 2015 году.
Соцсеть приносит 20% от общей выручки и остается самым быстрорастущим активом. Так, суммарная выручка других соцсетей группы — "Одноклассники" и "Мой Мир" — составила 7,2 млрд рублей, показав рост только на 4%. Рост сегмента онлайн-игр значительнее — 10%, до 7,2 млрд рублей.
В Mail.ru Group уверены в дальнейшем росте аудитории "Вконтакте" и обещают наращивание функциональности продукта. "Мы продолжаем фокусироваться на нативной и в особенности мобильной рекламе и ожидаем, что количество рекламных объявлений и цены, которые сейчас все еще находятся на сравнительно низком уровне, продолжат расти",— пояснил Гришин.
Он также напомнил, что алгоритмической лентой соцсети пользуются уже 60% посетителей "Вконтакте". "Редизайн десктопной версии "Вконтакте", который в настоящий момент доступен всем пользователям, также был принят хорошо", — заявил Гришин в отчете.
Новый дизайн соцсети начали тестировать еще 1 апреля, окончательно всех пользователей перевели на него 17 августа, что вызвало негативную реакцию аудитории. На этом фоне издание Roem обратило внимание на то, что Mail.ru Group, вероятно, просит свои медиапроекты удалять критику нового дизайна, так, на портале Hi-tech@Mail.ru исчезла новость о реакции пользователей.
Редизайн обстоятельно раскритиковал бывший гендиректор "Вконтакте" Павел Дуров. Он обвинил Mail.ru Group в копировании элементов дизайна Facebook образца 2012 года, когда руководство американской соцсети вынуждено было жертвовать интересами пользователей ради добавления новых рекламных блоков.
"Сегодня, когда монетизация "Вконтакте" переносится в "умную" ленту и мобильные клиенты ("Вконтакте" под Android более посещаем, чем веб-версия), подобные шаги не обоснованы. В 2016 году Facebook должен был копировать наработки "Вконтакте", а не наоборот", — подчеркнул Дуров.
Гонка лидеров
В феврале Mail.ru Group впервые возглавила рейтинг самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes, сместив с позиции лидера "Яндекс". По оценкам издания, стоимость Mail.ru Group составляет $4,7 млрд, "Яндекса" — $4,3 млрд. Весной Mail.Ru Group обогнал "Яндекс" в рейтинге 50 крупнейших технологических корпораций РФ по версии РБК, продемонстрировав лучший результат средней рентабельности по чистой прибыли (35,7%).
В конце июля "Яндекс" обнародовал результаты за первое полугодие. За 6 месяцев чистая прибыль поисковика выросла в годовом выражении на 23%, до 3,1 млрд рублей, а скорректированная прибыль показала рост на 40%, до 7,1 млрд рублей. "Яндекс" демонстрирует уверенный рост финансовых показателей после провального отчета за первые 3 месяца, когда чистая прибыль компании упала на 50%, до 1,07 млрд рублей.
Во II квартале чистая прибыль "Яндекса" в годовом выражении выросла уже на 387% и достигла 2,1 млрд рублей. Скорректированная чистая прибыль компании (очищенная от валютных колебаний) с апреля по июнь выросла на 40%, до 3,9 млрд рублей.
"Особое внимание к мобильному направлению позволило нам улучшить показатели монетизации мобильных продуктов. После того как ФАС вынесла решение в нашу пользу в споре с компанией Google, мы заключили ряд новых договоров дистрибуции. Это уже сказалось на доле "Яндекса" на платформе Android — в конце июня она стала расти", — заявил глава "Яндекса" в России Александр Шульгин
Выручка "Яндекса" по итогам II квартала выросла на 30%, до 18 млрд рублей, тогда как аналитики ожидали роста на 27,2% (данные консенсус-прогноза Интерфакса, которое опросило представителей семи инвесткомпаний и банков), за полугодие прогноз озвучен не был. Mail.ru Group в первом полугодии нарастила выручку на 11,6%, до 18,8 млрд рублей. Этот результат оказался ниже консенсус-прогноза опрошенных агентством аналитиков, который ожидали выручку на уровне 19,2 млрд рублей.