О том, как должен развиваться транспорт в регионе до 2030 года, о ближайших проектах в транспортной отрасли и о конференции, где представители власти и бизнеса смогут встретиться и обсудить перспективы сотрудничества, рассказал в интервью "Деловому Петербургу" генеральный директор АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области" Кирилл Поляков.
Дирекция завершает разработку "Стратегии развития транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области" до 2030 года. Для чего потребовался такой документ?
— На федеральном уровне утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. Цель региональной стратегии — увязать мероприятия по развитию федеральных транспортных проектов с региональными. И хотя у нас есть программа развития транспортной системы Петербурга и Ленинградской области до 2020 года, мы одни из первых в стране разрабатываем региональную стратегию, исполняя поручение Координационного совета под председательством министра транспорта Максима Соколова.
Мы планируем обсудить ее в начале ноября на III ежегодной конференции "Транспортная инфраструктура Санкт–Петербурга и Ленинградской области", организатором которой мы и являемся. Программа конференции ориентирована на освещение широкого круга вопросов развития транспортной системы Петербурга и Ленобласти. Будут обсуждаться и актуальные темы, выходящие за рамки региональной тематики. Мероприятие призвано обеспечить конструктивный диалог между властью и бизнесом.
Чем вызвана необходимость разработки региональной стратегии?
— Приведу пример, который у всех на слуху. Построили порт Усть–Луга, началось движение грузов — и тут же "встал" город Гатчина. Кто бы мог подумать, что это произойдет. Нам пришлось оперативно принимать меры, были выделены средства из федерального бюджета для устранения проблемы, и, надеюсь, в этом году мы ее снимем.
Такие ситуации нужно предугадывать. И задача стратегии — увязать между собой все сроки, объемы, задачи, смоделировать узкие места, которые могут возникнуть при реализации инфраструктурных проектов. И если на федеральном уровне запланировано развитие трубопроводных систем, строительство железнодорожных подходов и портов, в том числе в Выборгском районе Ленобласти, то важно, чтобы это не привело к ухудшению транспортной доступности населенных пунктов, к недовольству их жителей.
Не слишком ли далекий горизонт планирования при столь неустойчивой ситуации в экономике?
— Кризис в основном перераспределяет потоки, но не отменяет транспортных задач. Например, в результате санкций сократились международные перевозки, но виден рост туристического потока по внутрироссийским направлениям.
Мы планируем актуализировать стратегию, исходя из новых приоритетов социально–экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Уже сейчас стратегия представлена в двух вариантах: консервативном и инновационном. Выбор зависит от тех социально–экономических показателей, которые удастся достигнуть за ближайшие 15 лет. При разработке стратегии был выполнен анализ влияния развития транспортной системы на рост региональной экономики. На основании такого анализа можно проводить ранжирование мероприятий по их значимости и первоочередности.
Часть проектов можно переложить на плечи инвесторов, то есть реализовать на условиях государственно–частного партнерства (ГЧП). Кстати, этому будет посвящен большой круглый стол на заявленной конференции.
Сейчас у нас два проекта, реализованных в рамках ГЧП: реконструкция аэропорта Пулково и строительство Западного скоростного диаметра?
— Формально, по закону о ГЧП, — да. Но тот же порт в Бронке строится путем ГЧП. Государство развивало морские подходы, строит железные и автодороги. Инвестор создает инфраструктуру непосредственно на территории порта. Так же строился и порт Усть–Луга. Аэропорт Пулково и ЗСД, конечно, являются успешными примерами ГЧП. Таких транспортных артерий, как ЗСД, проходящих через центр города, нет почти нигде в мире.
В основном строят кольцевые обходы, да и у нас есть КАД.
— Да, но кольцевая у нас, к сожалению, свою изначальную функцию — отвод транзитных потоков — уже не выполняет, так как стала почти городской магистралью. Вокруг КАД развиваются новые жилые кварталы. Поэтому мы сегодня говорим о второй кольцевой автодороге, основой которой будет так называемая "бетонка" — трасса А120. Сейчас на средства федерального бюджета Федеральное дорожное агентство реконструирует эту дорогу. Где–то она останется двухполосной, а где–то, чтобы увеличить пропускную способность и привести ее в нормативное состояние, мы будем расширять ее до четырех полос.
Инвесторы заинтересованы в транспортных проектах?
— Да, особенно банки, для которых это хороший способ вернуть средства с учетом государственных гарантий. Сегодня есть масса вопросов, которые могут быть решены с привлечением средств инвесторов.
Например, реконструкция трамвайных путей в Красногвардейском районе, где решается задача по увеличению пропускной способности линии, а также повышению комфорта и качества обслуживания пассажиров. Ведь для уменьшения потока личного транспорта на улицах нужно создать комфортные условия и оптимальную маршрутную сеть с качественным обслуживанием, чтобы независимо от статуса и материального положения человек для поездок по городу использовал общественный транспорт.
Для чего инвесторам развивать порты, если сейчас есть профицит перевалочных мощностей?
— Морские порты Петербурга и Ленобласти обрабатывают свыше трети международных грузов России, в том числе более 50% объема контейнерных грузов. Но более 50 млн т грузов, идущих в Россию, проходит через иностранные порты на Балтике, так что перспектива загрузки есть. Грузопоток может вырасти при развитии транзитных коридоров "Север — Юг" и "Европа — Западный Китай", и инфраструктура должна быть готова к тому, чтобы его принять. Развитие аванпортов рассчитано и на то, что часть грузовой работы Большого порта Санкт–Петербург будет переведена за пределы города. Не дело это — транзитные грузы возить через центр мегаполиса. Мы можем посмотреть на наших соседей, финнов, они полностью закрыли для грузов порт Хельсинки, на Гамбург — все переносят перевалку на периферию. Это и решение экологических вопросов, и возможность для развития бизнеса в районах, где дешевле земля и проще с коммуникациями. С портами связано развитие внутреннего водного транспорта, который должен привозить грузы в аванпорты, а оттуда, на морских судах, они пойдут дальше.
Важным вопросом является и интеграция транспортного узла Петербурга и Ленобласти в систему транспортных потоков Северного морского пути, о чем также будет говориться на конференции.
Если с портами и автодорогами все более–менее понятно, то в авиационной сфере кажется, что все внимание только на аэропорт Пулково.
— Не совсем так. Есть действующий аэродром Левашово, который является аэродромом совместного базирования Минобороны и "Газпромавиа", сейчас идет его реконструкция. Есть план по строительству грузового аэропорта в районе Усть–Луги. Ленобласть заявляет о планах по созданию аэропорта на месте военного аэродрома Сиверский, который сможет принимать в том числе и самолеты авиакомпаний–дискаунтеров. Планы по развитию авиации большие, и работа идет.
И к нам прилетят лоукостеры?
— Мы надеемся, что они появятся, особенно при введении 72–часового безвизового режима для иностранных граждан, по аналогии с круизными судами. И прежде чем строить такой аэропорт, будут проведены переговоры с авиакомпаниями, чтобы понимать объем доходов от авиационной деятельности, которые будет получать этот аэропорт. Ведь в том же Сиверском нужно не только привести в порядок всю инфраструктуру, но и построить терминалы, чтобы обработать грузы и возникающий пассажиропоток.
Кроме того, растет количество воздушных судов, используемых в частных некоммерческих целях. С концерном "Алмаз–Антей" мы разрабатываем систему мониторинга воздушного пространства на малых высотах.
Этой теме будет посвящен отдельный круглый стол на конференции, где будет обсуждаться проблематика безопасности полетов. Ведь с ростом авиапарка растет и количество аварий. Сегодня мы даже не можем проследить, кто куда летает. Это пространство не контролируется. Поэтому основная задача — это обеспечить непрерывный автоматизированный мониторинг полетов.
Каковы задачи дирекции помимо разработки стратегии?
— Изначально задача Дирекции — это координация деятельности органов государственной власти — Санкт–Петербурга, Ленинградской области, федерального центра и всех подведомственных структур. Проще говоря, чтобы не было такого, что где–то порт построили, а железную или автомобильную дорогу туда проложить забыли. Все должно развиваться синхронно. Также в задачи Дирекции входит определение приоритетности мероприятий и инвестиционных проектов, уточнение объемов финансирования мероприятий стратегии, контроль за реализацией инвестпроектов, а также мониторинг эффективности реализации стратегии.
Почему такое внимание уделяется транспорту?
— Транспортный комплекс — один из локомотивов экономики. Оборот организаций транспортной системы Петербурга и Ленобласти в 2015 г. — 711 млрд рублей. Предприятия транспортной сферы — одни из крупнейших налогоплательщиков страны: объем налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ от транспортных предприятий региона достиг в 2015 г. 48,5 млрд рублей. В структуре ВРП Петербурга доля транспортной отрасли составляет 11,8%, в области — 15,9%, что значительно выше, чем в среднем по стране (10,1%). Кроме того, развитие транспортной инфраструктуры — основа для привлечения инвестиций и автоматически ведет к созданию новых предприятий и развитию других отраслей экономики.
Конференция, о которой вы говорили, охватит все аспекты развития транспортной системы?
— Это центральное событие в регионе, где будут обсуждаться вопросы развития транспортного комплекса в Петербурге и Ленобласти. Это возможность и для власти сверить свои стратегические планы с интересами бизнеса, и для бизнеса — представить свои инновационные разработки. Тот перечень круглых столов, который на сегодня определен, еще не окончательный. Поэтому если у компаний или бизнес–сообществ есть желание обсудить насущные вопросы, мы открыты для предложений и готовы организовать тематические круглые столы.
На конференции ожидается представительный состав участников: министр транспорта РФ, его заместители, замминистра экономического развития, представители Министерства финансов. Будет руководство Петербурга и Ленинградской области.
Конференция может заинтересовать не только местные компании, в этом году охват ее намного шире. Запланирована сессия по парковочному пространству, в ней примут участие представители регионов, где уже внедрена система парковки или где только планируется ее вводить. А для производителей оборудования и программного обеспечения это уникальная возможность представить продукцию.
Поскольку Петербург является одним из лидеров в реализации транспортных проектов ГЧП, конференция дает возможность для дискуссий о строительстве платных региональных автодорог с использованием федерального софинансирования. Запланированный Съезд регионов по проектам ГЧП и практикум по подготовке заявки на софинансирование проектов из фонда 12–тонников, без сомнения, вызовут интерес большинства делегатов.
Повторюсь, конференция позволит обсудить вопросы, выходящие за рамки региональной тематики. Ведь у бизнеса сегодня нет границ в работе, как, собственно, и у транспорта, о развитии которого будет идти речь на ключевом мероприятии в сфере транспорта 8 ноября в Северной столице.