Миграционный кризис в Европе за год удалось ослабить — но ситуация по-прежнему очень хрупка и вызывает трения. Восточная Европа, впервые вынужденная разделить не только выгоду, но и проблемы, волнуется и ждет от Брюсселя доказательств больших возможностей.
Год назад одной из главных тем для дискуссий что в России, что в Европе был наплыв мигрантов в Европу. Первые полосы СМИ были переполнены репортажами с драматическими подробностями, а политики предрекали Евросоюзу мрачное будущее — даже вполне респектабельные чиновники заговаривали о возможном переформатировании ЕС, а председатель ЕС Дональд Туск в январе отмерил всего 2 месяца на решение проблемы, грозившей стать неуправляемой.
Владимир Путин утверждал, что для решения кризиса необходимо сначала уладить ситуацию в "горячих точках" — Сирии, Ливии, Ираке. До этого по-прежнему далеко, но на какое-то время сбить температуру европейцам удалось; обсуждение миграционного кризиса стало явно менее эмоциональным.
Поток ослаб, но может окрепнуть
Острота проблемы спала после соглашения ЕС — Турция, подписанного в марте 2016 года. Исследователи из Pew Research center констатировали, что главный транзитный канал, из Турции в Грецию, практически захлопнут: начиная с марта количество беженцев там сократилось в десятки раз. На побережье Греции этим летом прибывало около сотни мигрантов ежедневно — год назад это были тысячи людей. В августе на греческих островах в Эгейском море находилось 3430 мигрантов — почти вдвое меньше, чем годом ранее. Главным пунктом соглашения был возврат нелегалов на территорию Турции. Взамен ЕС обязался заплатить 3 млрд евро и еще столько же — в конце 2018 года. А вместо каждого депортированного сирийца ЕС согласился принимать другого.
По данным Frontex, если в III квартале 2015 года нелегальных пересечений границ с ЕС было 319,1 тыс., а в четвертом — 483,9 тыс., то в I квартале 2016 года — лишь 153,9 тыс. Это все еще больше, чем в предыдущие годы, но спад заметен.
Правда, в летние месяцы в Греции и Венгрии был снова зафиксирован рост нелегальных переходов, говорится в материалах ЕС (так, если за 8 месяцев 2015 года в Венгрии наблюдалось около 145 тыс. нелегальных переходов границы, то только в мае-августе 2016 года — около 130 тыс.). Несколько увеличился и поток по маршруту через Северную Африку и Италию. Сейчас в Германии парламент готовится утвердить решение правительства о признании безопасными Марокко, Алжира и Туниса — это позволит депортировать нелегалов обратно в эти страны.
В страны Европы прибыли в 2015 году 1,3 млн человек — но далеко не все они получают то, что искали. С января 2015 года по июнь 2016 года в ЕС было выдано около 500 тыс. отказов в предоставлении убежища. Проще всего сирийцам: статистика Eurostat говорит, что в I квартале они получали положительный ответ в 98% случаев. Ненамного отстают эритрейцы с 93%. Афганцы, которые в целом занимают второе место после сирийцев, получают отказ почти в половине случаев, а реже всего удовлетворяют заявки сербов, албанцев и косоваров — менее 5% (кстати, шансы беженцев из Украины и России — 29% и 25%).
Источник: Eurostat
Процесс идет долго: с января 2015 года страны ЕС, Норвегия и Швейцария получили около 2 млн заявлений на убежище, из которых половина еще не рассмотрена, это может занять весь следующий год. К примеру, в Финляндии из 32,4 тыс. заявлений рассмотрено в 2015 году всего 7,4 тыс. (из них удовлетворено 1,6 тыс.).
Тем не менее прибывающий поток заметно ослаб благодаря ужесточению правил, соглашению с Турцией, депортации и укреплению сухопутных границ. Теперь европейцы заняты в основном распределением уже прибывших мигрантов, десятки тысяч которых по-прежнему обитают во временных лагерях.
Злые ветры с восточной стороны
В конце сентября между странами распределили квоты на беженцев. Речь идет о переселении в течение 2 лет 120 тыс. человек из Италии, Греции и Венгрии — в дополнение к 40 тыс., решение о которых было принято чуть раньше.
После этого и поднялась волна недовольства в Восточной Европе. Венгрия и Словакия обжаловали принцип распределения квот на мигрантов в Европейском суде. В Венгрии состоялся референдум о том, имеет ли право Брюссель определять квоты на мигрантов для Венгрии. Проголосовало против более 90%, но приняли участие в плебисците менее половины граждан, что дает возможность толковать результаты в любую сторону. А чешский президент Милош Земан заявил, что экономических мигрантов — он оговорился, что не имеет в виду тех, кто бежит от войны, — нужно переселять в Северную Африку и на греческие острова. Правда, МИД Чехии немедленно заявил, что это не официальное мнение Праги и подобных рекомендаций никто делать официально не будет.
Хотя этим странам предлагалось принять не так много мигрантов: Венгрии, например, 1294 человек, Чехии — 1591 человека, Словакии — 802 человек. Для сравнения: квота Германии — 17 тыс. ЕС готов выделить на переселение 780 млн евро — по 6 тыс. евро на переселенца, причем половину страны приема получат заранее.
Возмущается и Австрия, куда обычно и бегут мигранты из Венгрии: министр иностранных дел Себастьян Курц утверждает, что реализовать квоты нереально, так как в странах Восточной Европы беженцы жить не хотят и стараются перебраться в Австрию, Германию, Швецию. Вена еще в мае приняла закон, позволяющий объявлять чрезвычайное положение, если количество ищущих убежища превышает 37,5 тыс. человек в год (в этом году к июлю Австрия получила уже 25 тыс. заявок). Но проблему Австрии можно назвать отраженной. У Австрии проблема исчезнет, как только она исчезнет у Венгрии.
Принуждение к солидарности
Брюссель настаивает на том, что Восточная Европа должна проявить солидарность. Чтобы она проявлялась лучше, те, кто откажется, точнее докажет, что не в состоянии принимать мигрантов, должны будут сделать взнос деньгами — 0,002% ВВП. Хотя глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер вроде бы признавал, что участие должно быть добровольным, позже он сообщил, что его не так поняли: дело в том, что Венгрия, Польша, Словакия и др. должны добровольно согласиться с правилами.
Ситуация на первый взгляд выглядит не очень благоприятной для ЕС: очевиден разлом в отношении к мигрантам. На протяжении многих лет вступившие в ЕС страны Восточной Европы получали лишь профит и экономический рост, а сейчас перед ними фактически впервые встала необходимость разделить с Западной Европой и трудности. Естественно, форс-мажор вызвал подозрения и боязнь даже незначительного количества беженцев.
Из-за мигрантов восточно-европейские страны пострадают: Брюссель решил в бюджете ЕС на 2017 год увеличить бюджет на расселение мигрантов, укрепление границ и создание рабочих мест — но для компенсации урезать фонды развития, основными получателями которых является как раз Восточная Европа.
В каком-то смысле возникшая ситуация действительно может стать серьезным испытанием для Евросоюза; к тому же всегда остается риск того, что президент Турции Реджеп Эрдоган может в любой момент начать шантажировать Европу разрывом соглашения. Пока желания демонстративно покинуть Евросоюз не обнаруживают даже те лидеры, которые выступают резко против мигрантов. От Восточной Европы ждут осознания того факта, что Евросоюз — это не только фонды и кредиты, но, с другой стороны, и для "старой Европы" это вызов; она должна доказать "новичкам" свои возможности и преимущества своего подхода даже в кризисной обстановке. Если это в итоге получится, то население Восточной Европы может, наоборот, сделать выбор в пользу ценностей ЕС.