Верховный суд взыскал с Адмиралтейских верфей в пользу Минобороны $39 млн за использование лицензий на подлодки, изготовленные для Вьетнама.
В президиум Верховного суда РФ (ВС РФ) на прошлой неделе поступила надзорная жалоба ПАО "Адмиралтейские верфи" на определение коллегии по экономическим спорам ВС РФ по иску Федерального агентства по защите результатов интеллектуальной деятельности военного и двойного назначения РФ (ФАПРИД). Речь идет о взыскании с верфи $39 млн роялти в пользу РФ. Агентство, учреждение Минобороны РФ, занимается сбором лицензионных платежей со всех, кто изготавливает военную технику российской разработки для иностранных заказчиков.
Интеллект РФ
В иске, который был подан в 2015 году, ФАПРИД потребовало с Адмиралтейских верфей $51,1 млн задолженности и $16,8 млн неустойки по лицензионным платежам в рамках контракта на поставку шести дизель–электрических подводных лодок проекта 636 ("Варшавянка") с ракетными установками Club–S (экспортный вариант "Калибров") для армии Вьетнама. Контракт общей стоимостью $1,9 млрд был заключен Рособоронэкспортом от лица Адмиралтейских верфей в 2009 году.
В 2012 году ФАПРИД и верфи заключили лицензионное соглашение, согласно которому верфь должна выплачивать роялти в пользу РФ как правообладателя патентов на подлодку в размере 4,64% от суммы контракта. Но затем у сторон возникло разногласие. Верфь считала, что в общей сумме роялти доля прав РФ составляет лишь 5%, и в соответствии с этими расчетами выплатила в пользу ФАПРИД $3,31 млн. В свою очередь, агентство настаивало, что доля государства в интеллектуальных правах на все военные разработки составляет 100%.
Суд первой инстанции (АС Москвы) отказал в иске, приняв сторону верфи. 10–й Апелляционный суд провел подробный анализ материалов дела и признал правоту ФАПРИД, но взыскал лишь $39 млн. При расчетах он учел непроизводственные расходы верфи (на доставку и страхование подлодок, посреднические услуги Рособоронэкспорта и пр.) на общую сумму $492,8 млн. В итоге 4,64% роялти отсчитаны от реальной выручки верфи по контракту ($1,158 млрд).
Верфь обжаловала постановление в Суде по интеллектуальным правам (СИП), отметив, что, когда такие же подлодки строились для Алжира, доля государства в роялти составляла 9,81%. При этом, мол, из 18,6 тыс. патентов, использованных при строительстве лодок, почти 4 тыс. принадлежат самой верфи, так что доля РФ не может быть 100%. Но вторая кассация в ВС РФ отменила определение СИП и оставила в силе постановление апелляции. С учетом роста курса рубля это составит более 2,4 млрд рублей (в 2012 году платеж составил бы на 1 млрд рублей меньше). Верфь подала надзорную жалобу. "Дождемся постановления Президиума ВС, тогда можно будет говорить о формировании судебной практики", — прокомментировал и.о. главы ФАПРИД Александр Новиков.
На бонусы не хватит
От официального комментария Адмиралтейские верфи отказались.
"Зачем выносить сор из избы?" — заметил один из собеседников "ДП" на предприятии. "Когда речь идет о деньгах, особенно по гособоронзаказу, разве кто–то что–то скажет? Директора заводов как огня боятся любой публичности по ГОЗ. Не дай бог, кто–то начнет разбираться в том, сколько они зарабатывают на каждом заказе. Они любят все решать кулуарно, без привлечения внимания", — говорит один из судостроителей.
Источники в отрасли, знакомые с ситуацией на судостроительном заводе, дали понять, что для Адмиралтейских верфей выплатить ФАПРИД 2,4 млрд рублей — это весомая нагрузка: 5% выручки и 50% чистой прибыли.
"Думаю, это создаст предприятию затруднения с текущим финансированием инвестиционной и производственной деятельности. Но вряд ли завод обанкротится", — отметил собеседник "ДП". В конце сентября 2016 года Адмиралтейские верфи подписали контракт с Минобороны на изготовление шести подлодок "Варшавянка" проекта 636 для Тихоокеанского флота. Этот контракт обеспечит верфям доход по меньшей мере 65 млрд рублей (по 13 млрд рублей в год в течение 5 лет). Если президиум ВС РФ не поддержит судостроителей, то с аванса по этому контракту верфи, скорее всего, и рассчитаются с ФАПРИД. Вот только, возможно, сократятся бонусы топ–менеджеров за своевременное изготовление подводных лодок, считают участники судостроительного рынка СПб.