Семья бывшего детского омбудсмена Павла Астахова в партнерстве с агрохолдингом "ПромАгро" взяла под контроль банкротство завода "Воды Лагидзе". Партнеры выкупили 0,6 млрд рублей долгов предприятия и намерены возобновить производство.
Как стало известно "ДП", московское ООО "Базис" в октябре стало основным владельцем и кредитором банкротящегося с марта 2014 года ЗАО "Тихвинский лимонадный завод "Воды Лагидзе". "Базис" в равных долях принадлежит Антону Астахову, сыну известного юриста и бывшего детского омбудсмена Павла Астахова, и гендиректору одного из крупнейших российских агрохолдингов "ПромАгро" Константину Клюке, внуку президента холдинга "ПромАгро" Федора Клюки.
"Базис" выкупил долг завода у его основного кредитора ВТБ, задолженность перед которым составляла 600 млн рублей. С каким дисконтом выкуплен долг, неизвестно. "Это была закрытая сделка, выгодная для обеих сторон. Но с банком уже все решено, свои обязательства перед ним мы выполнили", — сообщил "ДП" Антон Астахов. Лимонадный завод возобновит работу в ближайшие месяцы.
Жизнь после банкротства
"Базис" заключил договор цессии с ВТБ 4 октября, а акт приема–передачи прав требований долга стороны подписали 19 октября. Прежде чем выкупать предприятие, мы провели большую аналитическую работу, связывались с торговыми сетями, поняли, что интерес к продукции есть", — пояснил Антон Астахов.
Сейчас на ЗАО "Тихвинский лимонадный завод "Воды Лагидзе" введена процедура конкурсного производства до 1 марта 2017 года.
"Мы не знаем, что делать с самой организацией — банкротить ее до конца либо выводить из банкротства. Там есть несколько юридических моментов. Для нас, чтобы нивелировать риски, важно было выкупить основной долг. Завод продолжит работу — это точно, но под каким юрлицом — решаем", — говорит Антон Астахов.
Бизнесмен оказался не готов сообщить распределение долей между прежними и новыми владельцами лимонадного завода. Ранее предприятие принадлежало на 64,49% ООО "Арго–Транс" (этой фирмой владеют петербургские предприниматели с грузинскими корнями) и на 35,51% — ООО "Промышленно–торговая фирма "Элиа" (Грузия), по СПАРК.
В ближайшее время "Базис" планирует провести переговоры с остальными кредиторами, чьи требования внесены в реестр на общую сумму около 100 млн рублей.
"Являясь основным кредитором, мы даем возможность заводу начать работу. Специалисты уже начинают смотреть оборудование, которое простояло полтора года, но еще находится на гарантийном обслуживании. Точную дату запуска предприятия я назвать не могу, оборудование очень сложное, даже уникальное, на замену некоторых деталей уйдет минимум месяц. Но мы заинтересованы запустить его как можно быстрее", — сообщил Антон Астахов.
Рейдерская атака
Проблемы на заводе, по всей видимости, начались с 2011 года. Тогда один из поставщиков завода, некое петербургское ООО "Живая вода", подало ряд исков к предприятию о возврате денег за поставленное оборудование на общую сумму более 100 млн рублей. Одновременно длилось несколько судебных тяжб, и в итоге в мае 2013 года судебный пристав вынес постановление о наложении ареста на денежные средства ЗАО "Тихвинский лимонадный завод "Воды Лагидзе". Почти год счета компании были арестованы, что парализовало ее деятельность.
Некоторые участники рынка подозревают, что предприятие могло стать жертвой попытки классического рейдерского захвата. Во всяком случае, объективных причин для банкротства современного предприятия они не видят. Собственники отстояли завод, но бизнес пошатнулся.
Партнерство с Антоном Астаховым и Константином Клюкой — это уже вторая попытка владельцев завода "Воды Лагидзе" спасти предприятие. В апреле 2015 года "ДП" писал о том, что владельцы завода договорились о продаже 50% компании ООО "Атланта". Среди учредителей компании значились экс–партнер Сергея Матвиенко по ЗАО "Империя" Виталий Лазуткин и экс–партнер по логистическому бизнесу совладельцев ГК "Автопродикс" Юрия Синкевича и Андрея Гвозденко Юрий Воронцов. Гендиректор завода Малхаз Дзимистаришвили тогда отметил, что инвестор погасил задолженность по зарплате и перед монополистами, а также помог запустить производство, однако не смог по договору цессии в установленный срок, до 15 сентября 2015 года, выкупить долги предприятия у кредиторов. В результате производство вновь было остановлено.
100–летняя история
Конкурентное преимущество ЗАО "Тихвинский лимонадный завод "Воды Лагидзе" — налаженный канал поставки сырья с грузинского завода "Воды Лагидзе". У тихвинского предприятия с 2004 года эксклюзивный контракт на производство продукции под брендом "Митрофан Лагидзе" в России.
"Это сиропы без химических красителей из натуральных ингредиентов, причем с плотностью 1,33. Никто в России сироп такой плотности не производит, у всех 0,7–0,9", — говорил ранее бывший генеральный директор завода Малхаз Дзимистаришвили, подчеркивая, что рецепт сиропов, которые изобрел Митрофан Лагидзе в 1880–х годах, до сих пор держится грузинским заводом в секрете.
В настоящее время на тихвинском предприятии установлено две линии производительностью 200 тыс. бутылок в сутки. Проектная мощность завода — 1 млн бутылок (0,5 л) в сутки. К осени 2013 года предприятие планировало увеличить объемы до 3,5 млн бутылок лимонада и 2 млн бутылок сиропа в месяц, но завод остановился из–за судебных тяжб. До банкротства продукция завода уже поставлялась в федеральные сети, лимонад продавался в премиальном сегменте по 45–50 рублей за бутылку. "С компанией "Воды Лагидзе" сотрудничали довольно давно. В памяти осталось лишь то, что продукция стоила необоснованно дорого, продажи были очень скромные", — вспоминают в "Интерторге" (сеть "Народная 7Я"). А руководитель отдела закупок Prisma Юлия Остапчук уверена, что у каждого товара есть свой покупатель, в том числе и у премиальных лимонадов: "Лимонады ТМ "Лагидзе" были представлены у нас и пользовались спросом благодаря необычным вкусам и колориту: исинди, кофе, дикая слива".
У нового владельца лимонадного завода большие планы развития. Сырье по–прежнему будет поставляться с грузинского предприятия "Воды Лагидзе". "С Грузией мы собираемся работать очень плотно, для нас это основной партнер, у них качество высочайшее, а рецептуру мы менять не собираемся, тем более аналогов сырья для таких лимонадов в России не существует", — говорит Антон Астахов. Не исключено, что продукцию начнут активно продавать на экспорт, так как с ослаблением рубля продажи за рубеж стали более привлекательными. Интерес к продукции завода проявляют дистрибьюторы из Италии, ОАЭ, Эстонии, Финляндии.
Павел Астахов считается одним из лучших российских адвокатов. Юридический стаж — с 1991 года. Специализация: защита чести, достоинства и деловой репутации; разрешение международных коммерческих споров; вопросы международного и конституционного права. В 2006 году создал и возглавил «Школу адвокатского мастерства Павла Астахова». Широкую известность как адвокат он получил, принимая участие в нашумевших судебных процессах, по которым проходили известные персоны, среди которых звезды шоу–бизнеса, бизнесмены и политики. Так, среди клиентов в разное время были мэр Москвы Юрий Лужков, холдинг «Медиа Мост» и его глава Владимир Гусинский, журналисты Евгений Киселев, Сергей Доренко, Михаил Леонтьев, потомки Российского Императорского Дома Романовых. С 2009 по 2016 год Павел Астахов занимал должность уполномоченного при президенте РФ по защите прав ребенка. На этом посту он запомнился неоднозначными высказываниями, выступал против уроков сексуального просвещения в школах, поддерживал принятие «закона Димы Яковлева», высказывался за отказ от моратория на смертную казнь. Павел Астахов ведет передачи на телевидении — «Час суда» и «Дело Астахова» и пишет книги.
Федор Клюка в начале 2000–х годов входил в список 100 богатейших бизнесменов России по версии Forbes. Так, в 2004 году состояние тогда 61–летнего Клюки с учетом доли ближайших родственников насчитывало $210 млн. Федор Клюка всю жизнь посвятил металлургии, но в 2000 году занялся сельским хозяйством. Сейчас единственным владельцем созданных им сельскохозяйственных компаний является его внук Константин Клюка, который также является членом комитета Белгородской областной Думы по бюджету и финансам. В настоящее время агропромышленный комплекс «Промагро», созданный Федором Клюкой, — это вертикально интегрированная компания с тремя свиноводческими комплексами «Оскольский бекон» с общей численностью животных более 300 тыс. голов и мощностью более 60 тыс. т в живом весе в год, комплексом по производству комбикормов и мясоперерабатывающими заводами. Для обеспечения производства комбикормами компания выращивает культуры на собственных сельскохозяйственных землях. Производственные подразделения холдинга расположены в Белгородской области. Компания является одним из крупнейших производителей свинины Черноземного региона и поставщиков мяса на рынке Российской Федерации.
“
С начала года цены на сладкие газированные напитки выросли на 15%. Подорожание привело к сокращению их потребления. Продажи сладких газированных напитков по отдельным категориям из–за кризиса сократились за год на 10–15%. При экономической нестабильности и затяжном кризисе любой рост цен имеет серьезные последствия для отрасли. Спрос на премиальные лимонады падает, часть потребителей готовы в принципе отказаться от газировки, другие переключаются на более дешевые напитки.
Анна Четвергова
Руководитель Пресс–Службы ГК "АКВАЛАЙФ"
“
Мы раньше никогда не сотрудничали с заводом "Воды Лагидзе", но недавно к нам обратились представители этой компании с предложением, которое мы рассматриваем. Даже в нынешней экономической ситуации лимонады — конкурентная группа, которая демонстрирует ежегодный прирост около 10%. В формате магазинов у дома востребованы лимонады под собственными торговыми марками сети ("Тархун" и "Дюшес"), при аналогичном качестве они дешевле, чем продукция лидеров категории, в среднем на 40%.
Екатерина Куманина
Директор По Корпоративным И Внешним Связям Гк "Дикси"
“
По итогам первого полугодия 2016 года можно говорить о падении продаж безалкогольных напитков на 20–30%. Это связано с падением покупательной способности. Потребители вынуждены расставлять приоритеты. Многие делают выбор в пользу продуктов первой необходимости, полностью отказавшись от покупки минеральной воды и безалкогольных напитков, не переориентируясь на дешевую продукцию. После введения пятирублевого акциза на сахаросодержащие напитки, о котором говорит Министерство экономического развития, продажи могут сократиться еще на 60–70%.
Александр Саксонов
Гендиректор Ооо "Айсберг"
“
Популярность сладких газированных напитков снизилась в сентябре 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года — показатель аудитории потерял 3,8 процентного пункта, драйверами этого процесса стали магазины–дискаунтеры. Показатель интенсивности покупок газированных напитков также демонстрирует негативный тренд. Связано это с годовым ростом цен на 10% за литр. Наиболее уверенно категория безалкогольных напитков себя чувствует в Северо–Западном ФО, а также в Москве.
Ксения Пайзанская
руководитель отдела по работе с клиентами "Ромир Панель", исследовательский холдинг "Ромир"