Единственный спортивный клуб "Победа" в Петербурге закрылся, не проработав и года, а перезапуска, намеченного на октябрь, не произошло. Реализовать амбициозные планы по запуску пяти клубов не удалось, несмотря на большой опыт менеджмента.
Фитнес-клуб "Победа" площадью 1 тыс. м2 в ТРК "Лето" закрылся в середине лета, не проработав и года. Как рассказали в ТРК "Лето", фитнес-клуб закрылся в июне, но кто был инициатором ухода, не уточнили. Помещение пустовало недолго, и уже в сентябре на месте фитнес-клуба открылся семейный парк активного отдыха Joki Joya. Правда, он расширился и теперь занимает площадь 1,7 тыс. м2.
Официальная причина — переезд клуба, однако его запуска на новом месте, намеченного на 17 октября, не случилось. Зато, судя по данным СПАРК, случилась смена собственников. Так, с 27 июня у ООО "Победа", которое управляло клубом, сменился владелец, и 100% общества теперь владеет Ясюченя Александр, он же генеральный директор компании. Игорь Халеев, бывший единоличный владелец компании, с этого года владеет торговыми компаниями под названием "Спортзал" и "Тренировка".
Несмотря на это, сотрудники компании подчеркивают, что хоронить проект рано и перенос сроков запуска — не редкость на рынке фитнес-услуг. Однако бывшие клиенты, которые обратились за возвратом средств, жалуются на проволочки. "Заявление на возврат денежных средств за неиспользованные дни абонемента приняли еще в июне, даже выдали документ, это подтверждающий, но деньги мне, конечно же, не вернули до сих пор", — пишет клиентка клуба. Номер телефона, указанный на официальном сайте компании, недоступен.
Игорь Халеев не новичок на рынке фитнеса — он один из основателей сети Fitness Family, а также бывший генеральный директор сети. Создавая новую сеть, он говорил о планах открыть три-четыре клуба "Победа" в Петербурге и Москве в течение года. Зарабатывать он планировал за счет продажи не столько абонементов, сколько допуслуг. Так, долю клиентов, покупающих персональные тренировки, он хотел довести до 20% против привычных для рынка 5%. Однако, несмотря на большой опыт, реализовать проект не удалось. Причиной неудачи мог стать и формат клуба. В Fitness house еще в прошлом году обращали внимание на то, что "сухой" (то есть без бассейна) клуб сейчас маловостребован.
На петербургском рынке фитнес-услуг работает много локальных сетевых проектов, из-за высокой конкуренции цены на фитнес можно назвать демпинговыми, наиболее перспективная модель для петербургского рынка на ближайшее время — сегмент low cost, говорит Ольга Киселева, директор по развитию сети фитнес-клубов World Gym в России.
Она обращает внимание на то, что у сетевых проектов есть возможность распределять ресурсы между более и менее эффективными клубами, а одиночные клубы такой возможности лишены. В кризис это становится особенно важным отличием. "В кризисные моменты одиночки не обладают тем объемом инвестиций, которые могут позволить себе сетевые проекты для переструктурирования предложения", — говорит Ольга Киселева.
"Конечно, крупные игроки легче адаптируются к ведению бизнеса в кризисной ситуации, но в условиях ослабления рубля особенно остро встал вопрос об арендных ставках, с этой точки зрения кризис затронул всех игроков рынка, в том числе и самых опытных", - говорит президент холдинга "Алекс Фитнес" Алексей Ковалев. Он подчеркивает, что хотя сети "Алекс фитнес" пришллось закрыть несколько существующих клубов, где партнеры не пошли на встречу с точки зрения аренды, в работу запущено несколько новых проектов.
По сфере услуг, в том числе фитнесу, сильно ударил кризис, в разгар которого компания "Победа" вышла на рынок. Падение спроса в худшие моменты достигало 50%. Однако сейчас ситуация стала налаживаться. О планах по расширению в Петербурге и за его пределами заявили практически все основные сети (Fitness house, Alex Fitness). В целом в городе насчитывается около 300 фитнес-центров, годовой объем рынка, по экспертным оценкам, составляет до 4 млрд рублей.