Бизнес–тренеры давно спорят, кто эффективнее: мужчины или женщины. Все зависит от сроков и сложности задачи, говорят им психологи. Нередко, чтобы увеличить производительность коллектива, HR–специалист вводит в гендерное сообщество трудящихся представителя другого пола. "ДП" уточнил у работодателей и рекрутеров плюсы и минусы такого внедрения.
"Обычно женские коллективы называют змеиным гнездом, а мужской состав нередко именуют полем боя, где каждый хочет остальных оставить позади, — говорит Екатерина Кононова, основатель агентства BAKE Pro и руководитель женского клуба "Гармония на высоких каблуках". — Однако чисто женские и чисто мужские коллективы, безусловно, эффективны, главное — сформировать дружелюбную атмосферу и сплоченность команды". Если все стремятся к единой цели, уверена Кононова, разногласий или склок, независимо от гендерного признака работников, ждать не стоит.
"Однополые коллективы кажутся эффективными только на первый взгляд и в краткосрочной перспективе, — убеждена руководитель службы маркетинга ICL Services Лилия Алеева. — Еще бы: сходятся люди с одинаковым гендерным поведением, им легче найти общий язык. В долгосрочной перспективе эффективнее смешанные коллективы или как минимум женский коллектив регулярно должен пересекаться по задачам и проектам с мужским, это позволяет увидеть другой подход к решению вопросов и взаимодействию и скорректировать свое поведение".
"Не могу сказать, что исключительно женские или мужские коллективы более или менее эффективны, чем смешанные: если корпоративная культура подразумевает настоящую ответственность каждого сотрудника за свою работу, то практически никакой разницы нет", — не согласен с коллегой Илья Казарин, генеральный директор рекламной группы "Успешные проекты". "Эффективным или неэффективным может быть как смешанный коллектив, так и чисто мужской или женский, — напоминает Дмитрий Азаров, генеральный директор и совладелец Lush Russia. — Здесь гораздо важнее роль других факторов, таких как стиль руководства и корпоративные стандарты".
"Сейчас я работаю с двумя коллективами из сферы недвижимости. Один в большей степени женский, другой — мужской. В мужском коллективе более жесткая дисциплина. Хотя сфера недвижимости — это довольно свободный график. Но мужчины больше придерживаются графика, а это влияет на эффективность продаж", — парирует руководитель и учредитель hr–агентства "ЮнитиБалт" Ирина Торопова.
Исследования показывают, что самые эффективные коллективы — те, в которых женщин и мужчин поровну, замечает доктор социологических наук, профессор кафедры ВШКУ РАНХиГС Елена Яхонтова. "И это касается всего коллектива, — уточняет эксперт, — и рядовых сотрудников, и менеджеров среднего звена, и топов". Бизнес–тренер Сергей Зиничев, опираясь на собственный опыт, не согласен с утверждением социологов: "В моей практике лучшими командами были те, где количество мужчин и женщин было в соотношении 80% на 20%. Этот принцип Парео и тут полностью работает".
"В нашей организации 90% женщин, — рассказывает Лусине Абгарян, HR–директор Kelly Services. — Это не означает, что мы малоэффективны. С бизнес–результатами у нас все хорошо, мы продуктивны. Тем не менее, когда к нам приходят мужчины, мы очень радуемся и стараемся их беречь".
Засланный казачок
Мужские коллективы чаще всего встречаются в таких сферах, как металлургия, энергетика, тяжелое машиностроение, горная индустрия. Самая очевидная женская отрасль — сфера услуг. HR–специалисты для повышения производительности коллектива нередко пользуются методом "свой среди чужих" — разбавляют мужчин женщинами, а женщин — мужчинами.
"Очень нелегко придется сотруднику, выброшенному в коллектив другого пола. Но, несмотря на это, эффективность работы такой компании возрастет", — подтверждает Екатерина Кононова.
"Как минимум это оживит обстановку, — говорит представитель HAYS Recruiting experts worldwide Елена Чернова. — Как будут развиваться события дальше, зависит от многих факторов. Но самым важным будет способность руководителя видеть и контролировать события".
Психолог центра Vita Ars Александра Левина объясняет: "У сотрудников снижается настрой на работу, когда они работают только с представителями своего пола. Для рабочего коллектива более эффективно, когда в нем представлены и мужчины, и женщины: тогда трудовые отношения становятся более здоровыми".
Мужчины, говорит Сергей Зиничев, более решительные, основывают свои суждения на фактах и цифрах, что крайне важно в работе, менее импульсивны и эмоциональны. Однако женщины, не может не признать Зиничев, очень эффективно сглаживают возможные конфликтные ситуации в силу своей гибкости мышления и многозадачности.
Благородный эффект
"У меня был опыт работы в исключительно женском коллективе, — признается Илья Казарин. — Я пришел на руководящую должность, женщины были настроены настороженно и даже агрессивно. Я решил, что правильнее будет сосредоточиться на профессиональных успехах, а не стараться каждой из них угодить или понравиться". В результате мужчина, окруженный женщинами, максимально абстрагировался от них и занимался своими задачами. Через несколько месяцев он показал высокие показатели продаж, и коллектив его принял — профессиональное отношение к работе оказалось выше гендерных разборок.
"Самое важное при переходе на работу в коллектив противоположного пола — четко выяснить у руководства, какие будут KPI, добиться, чтобы они были озвучены коллективу, и перевыполнять их. Коллектив примет тебя, если твой вклад очевиден", — делится опытом Илья Казарин. После внедрения мужчины в женский состав продуктивность работы женщин возрастает, минимум потому, что они меньше сплетничают в присутствии мужчины, замечает Екатерина Кононова.
При внедрении женщины в мужской коллектив происходит то же: мужчины чувствуют себя более уверенными и трудоспособными.
Когда в женской команде появляется мужчина, это побуждает коллег–девушек быть в тонусе, меньше впадать в плохое настроение, быть более позитивными, говорит Лусине Абгарян: "Вероятно, это в какой–то степени мотивирует женщин быть более деловыми и, как следствие, более продуктивными. В мужском коллективе работают примерно те же эффекты. Мужчин появление женщин–коллег подвигает быть более собранными и ответственными. Ну и общее мнение, что присутствие женщин мужчин облагораживает, хочется верить, недалеко от истины". "Если в чисто мужской коллектив приходит красивая, умная женщина, весь коллектив начинает работать лучше, а женщина будет этим пользоваться. Ее основная задача — улыбаться, настраивать коллектив работать лучше. Это запускает соревнование. Но когда она определится, то у других это отобьет охоту работать", — предостерегает психолог и бизнес–тренер Дмитрий Ломоть.
Надо ли вмешиваться
Впрочем, наряду с плюсами есть и минусы, которые касаются атмосферы в компании.
"Когда в гендерный коллектив приходит сотрудник противоположного пола, ему часто приходится доказывать, что он на что–то способен. К такому человеку могут сначала относиться снисходительно, или свысока, или с неприятностью", — резонно замечает Мария Маргулис, генеральный директор агентства "1000 кадров".
В результате по отношению к нему может начаться настоящая травля со стороны гендерного большинства. "Насколько комфортно быть одним мальчиком в бухгалтерии или единственной девушкой в техподдержке — зависит от личных, а не гендерных качеств, — говорит Анна Чуксеева, шеф–редактор "Работа.ру". — Если в коллективе есть травля и конфликт — это проблема только бизнес–процессов: у занятых людей нет времени на склоки".
"Работодателю бороться с гендерной травлей необходимо ради повышения все той же эффективности труда, — считает Кононова. — Зачастую такая травля демонстрирует проблемы организации: отсутствие обратной связи, неясный механизм принятия решений, разделение труда, текучка кадров, отсутствие мотивации и другие. Если проблема все–таки состоит в неприязни лидера коллектива к сотруднику, то руководителю следует провести соответствующую беседу с зачинщиком моббинга".
"Скорее всего, травля — это результат действующей системы управления, а не гендерной принадлежности работника", — резюмирует Елена Яхонтова.