Будет ли эффективным штраф за опасное вождение. Комментарий

 

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила внесение в административный кодекс поправки о наказании за опасное вождение. Предусмотрен штраф в размере 5 тыс. рублей.
Термин «опасное вождение» появился в законодательстве в середине этого года. Под ним понимаются: отказ уступить дорогу автомобилю, имеющему преимущественное право движения; перестроение при занятых полосах движения, кроме поворотов и разворота; несоблюдение безопасной дистанции с автомобилями, движущимися впереди либо сбоку; резкое торможение без причины и препятствование обгону.
Для тех, кто действительно ездит опасно для других участников движения, эти 5 тыс. рублей не будут являться препятствием. Для представителей нашей так называемой золотой молодежи 5 тыс. — это фантик.
Если же мы говорим о другой категории — о тех, кто препятствует обгону или тормозит, пытаясь наказать того, кто их не пропустил, — то это делается на эмоциональном порыве и в такой момент человек просто считает своим долгом сделать то, что он делает. Он тоже не думает о штрафе.
К тому же такие штрафы не являются на 100% доказуемыми, и во многих случаях их будет довольно легко опротестовать. Возможна ситуация, при которой человек не пропустил машину скорой помощи просто потому, что не сориентировался, растерялся, не сообразил, куда он должен спрятаться, чтобы ее пропустить. При должной квалификации юристов штраф будет успешно оспорен.
Вообще проблема опасного вождения существует только в пределах московской и петербургской кольцевых дорог. Большой практики применения, особенно за пределами двух крупнейших городов, у этой нормы не будет. Таких «шашистов» — один человек на тысячу, и его такой штраф не остановит.
Когда была отменена норма об обязательном лишении прав за выезд на встречную полосу, то и инспекторов, стоящих в засаде, стало гораздо меньше: интерес пропал. Я не помню, чтобы кого-то останавливали и за разговоры по мобильному телефону без гарнитуры. Сам размер штрафа не подразумевает страшных последствий для нарушителя. Тут вопрос акцента внимания ГИБДД к тем или иным нарушениям.
Возможно, такие штрафы будут накладываться там, где установлены камеры видеонаблюдения, особенно если у инспекторов будет желание этим заниматься. В противном случае мы получим поправки в закон, написанные «в стол», которые будут применяться крайне редко — в случае каких-то резонансных ДТП.
Денис Шубин — председатель автоклуба «А24»