В Петербурге берут на вооружение московский опыт закрытия хостелов в жилых домах через суд. Это значит, что почти половина таких объектов могут не дожить до принятия закона Хованской, преследующего те же цели.
Администрация Адмиралтейского района подала иск в Октябрьский районный суд против мини–отеля "Аллегро", расположенного на Московском пр. Иск подан из–за жалоб жильцов соседней парадной. По закону отель можно закрыть только за отсутствие отдельного входа. В Петербурге это первый случай, когда отелю предъявляют подобные претензии. В Москве суды уже не единожды принимали решения не в пользу бизнеса. Заседание суда состоится в начале декабря.
Прецедентные закрытия
Положительное судебное решение может повлечь закрытие 45% мини–отелей и хостелов, которые, по данным комитета по развитию туризма, работают в городском жилом фонде. Всего в Петербурге 340 хостелов и более 1500 мини–отелей, объем рынка оценивают более чем в 5 млрд рублей. Свой вход, согласно СанПиН от 2010 года, должно иметь "помещение общественного назначения", его нет почти ни у кого из тех, кто работает в жилом фонде.
В Москве хостелы по заявкам соседей проверяет Роспотребнадзор и часто затем обращается в суд. Как подсчитали участники рынка, суд принудил закрыться в столице 35 хостелов, у которых нет своего входа. Несмотря на то что в России правосудие не прецедентное, отрицательная практика влияет на последующие решения судов. "Необходимо, чтобы в СанПиН для отелей не было двоякости, уже складывается практика закрытия отелей без своего входа, даже если они прошли классификацию, — говорит совладелица хостела "Тайга" Алена Енова. — Зачем тогда было платить за получение звезд". По данным экспертов, 45% хостелов и мини–отелей расположено в жилом фонде; этот показатель — один из самых высоких в стране, поэтому в Петербурге регулировать эту отрасль нужно иначе, чем в других регионах. Андрей Мушкарев, председатель комитета, поясняет, что из 30 тыс. гостиничных номеров, прошедших классификацию, только 1 тыс. принадлежит хостелам. На порталах бронирования так называемых хостелов 400–600, но это все равно не более 1,5 тыс. номеров. И только 15 из них прошли добровольную классификацию. В большинстве случаев компании, которые называют хостелами и мини–отелями, не зарегистрированы как хостелы, а оказывают услуги по сдаче жилья в краткосрочный наем.
"Это вопрос стандартизации, налогообложения и выхода из тени, — говорит Андрей Мушкарев. — Необходимо регулирование малых гостиниц, а не запрет на их деятельность в жилом фонде".
Петербургские реалии
Владелица сети отелей "Адрес" Тамара Буйлова отмечает, что несколько лет назад, после претензий Российского авторского общества к музыке, которая звучит в номерах отелей, суды решили, что комната в гостинице — не общественное место, но текущей судебной практике это не мешает. Руководитель комиссии по туризму отделения "Деловой России" Галина Кравец добавляет, что поправок в проект о запрете хостелов удалось добиться, но этого мало.
"Нужно разъяснение от Роспотребнадзора о том, что жилая комната — не общественное помещение, и мы будем этим заниматься", — обещает она. Тем временем рассмотрение проекта закона депутата Галины Хованской о запрете мини–гостиниц в жилых домах народные избранники снова отложили. Второе чтение может пройти в ноябре. Алена Енова добавляет, что отельеры предложили внести в проект Галины Хованской требование о необходимости согласия собственников только смежных квартир. "Собрать все подписи нереально: в доме, где работает наш хостел, 2 тыс. квартир", — говорит она.
"Галина Хованская не может отклонить сразу три пакета поправок, которые снимут абсолютный запрет, — заключает Тамара Буйлова. — Поэтому она его отложила. Но исполнительная власть начала действовать самостоятельно, через суды, и их не волнует, что в Петербурге все иначе и это может на нас повлиять".
Для Петербурга хостелы действительно имеют иное значение, чем для Москвы. К концу этого года, как ожидают в комитете по туризму, Петербург посетят до 6,8 млн туристов, это на 300 тыс. больше, чем в 2015 году. Но инвесторы не верят в долгосрочность тренда и новые отели в городе пока не строят.
“
Московские власти начали решать вопрос с хостелами сами, без депутатов, и для этого нарабатывается отрицательная судебная практика по хостелам. На отсутствие отдельного входа жильцы, как правило, не жалуются. Жалуются они на работу предприятий, включается Роспотребнадзор. Они используют термин "помещение общественного назначения", которого не может быть в жилом доме. Ситуацию спас бы отдельный вход, но его прорубить почти нигде нельзя. После проверки им выписывают штраф в 2 тыс. рублей, затем прокуратура "защищает интересы жильцов" и закрывает хостел.
Тамара Буйлова
владелица сети отелей "Адрес"