Работодатели обеспокоены новым законопроектом, который в ближайшее время должна рассмотреть Государственная дума. Документ вносит поправки в Трудовой кодекс и запрещает работодателям увольнять сотрудников, взявших ипотеку. Инициатива призвана защитить молодые семьи с детьми, но может привести к ужасным для бизнеса последствиям.
В Госдуму внесен законопроект, ограничивающий право работодателей увольнять работников, взявших ипотеку. Если закон примут, таких сотрудников нельзя будет уволить ни в связи с сокращением штата, ни после аттестации, показавшей недостаточную квалификацию сотрудника и несоответствие занимаемой должности. "ДП" спросил работодателей, как они относятся к этому проекту и каких последствий стоит ожидать.
Опять платит работодатель
"В сложной экономической ситуации необходимо принимать непопулярные для масс законы, для того чтобы двинуть нашу экономику вперед. А происходит наоборот", — с сожалением отметил Владимир Млынчик, совладелец компании QuadroElectric.
"Законопроект противоречит логике и принципам ведения экономической деятельности. Лучше бы внесли законопроект о проведении базового курса для новоизбранных депутатов по экономической теории", — заявил генеральный директор коллекторского агентства АФПБ Павел Бородкин.
"Все это сказки, пиар и популизм. В рыночной экономике труд должен быть рыночным. Все работники должны находиться в равных условиях, тем более что ипотека — сознательное решение, а не инвалидность. Нам, наоборот, нужно развивать эффективность труда, которая в нашей стране намного ниже, чем в других развитых странах", — считает Кирилл Остапенко, директор компании "ВелоДрайв".
"Это полный бред. Почему работодатель должен рисковать своим бизнесом, оставляя сотрудников, которые плохо работают?" — комментирует Евгений Ермолаев, генеральный директор Ermolaev Catering.
"Закон кабальный, работодателям сейчас и так тяжело в связи с кризисом", — соглашается Александр Васильев, генеральный директор Apps4All.
"В законодательстве уже есть множество ограничений для работодателя — уволить сотрудника непросто даже без ипотеки и других отягощающих обстоятельств, — напоминает Инна Алексеева, генеральный директор PR Partner. — Думаю, законопроект призван повысить лояльность граждан к ипотечному кредиту: после скандала с валютными заемщиками продвижение ипотеки у населения требует бонусов от государства".
"Госкомпании будут в состоянии выполнять этот законопроект, — считает Алена Енова, совладелица хостела "Тайга". — Но для малого бизнеса это выглядит как настоящий розыгрыш на 1 апреля: не знаем, что еще придумать, чтобы повесить камень на шею предпринимателю".
"Я думаю, такой закон принять могут, и в целом понятно почему, — рассуждает Инна Егорова, генеральный директор "Топ Рекрутинг". — Одной рукой стимулируя ипотеку и заставляя банки снижать ставки, другой рукой нужно помочь этим же банкам, в основном государственным, деньги вернуть. За чей счет? Конечно, за счет работодателя: работник–то свои деньги уже отдает, выплачивая проценты по ипотеке". В результате, считает она, бизнес начнет активнее прибегать к услугам аутстаффинга и аутсорсинга персонала.
"Вероятность принятия данного законопроекта невелика. Сейчас данная инициатива требует большой проработки, в том числе вопроса исключения использования закона недобросовестными людьми в целях противодействия работодателю в законных процедурах", - говорит Анастасия Хрисанфова, директор по персоналу SPSR Express.
"Такой закон приведет к тому, что работодатели перестанут брать людей с ипотекой, а люди начнут врать о своих долговых обстоятельствах", — говорит Евгений Ермолаев.
"Закон заставляет бизнес разделять ответственность за личное решение работника, снижает эффективность компании и увеличивает дополнительные социальные обязательства", — говорит Юлия Сахарова, директор HeadHunter по Северо–Западу.
"Как это может отразиться на работодателях? Придумают выход, вывернутся: начнут работать в черную, без трудоустройства. Налоги перестанут платить вообще. Бюджет оскудеет", - говорит Еремин Егор, директор агентства недвижимости "Твоя Столица".
Японские мотивы
Но, может быть, хоть какие–то плюсы существуют в этой истории, поинтересовался "ДП" у работодателей, напомнив о пожизненной японской модели найма, когда сотрудник, однажды поступивший на работу в корпорацию, работает в ней всю жизнь, значит, компания никогда не потеряет своего сотрудника.
"Плюсов, даже если очень постараться, я не вижу, — говорит Алена Енова. — Человека с ипотекой лишают мотивации работать: его же все равно не выгонят". Но зато он может сам уволиться, так что японский вариант — не вариант для российской действительности.
"Из позитивных последствий здесь только увеличение количества ипотечных кредитов, а в остальном такой закон наполнит офисы приживалками и иждивенцами", — уточняет Кирилл Остапенко. "Закон открывает большие возможности для шантажа и мошенничества со стороны сотрудников, — соглашается Александр Васильев. — Ипотеку может взять человек, совершенно в ней не нуждающийся, чтобы оказать давление на работодателя". "Подобные законы могут существенно увеличить долю серого рынка труда, когда люди получают зарплату в конвертах", — резюмирует Павел Бородкин.