Ретейлеры отмечают растущий спрос на ноутбуки и готовятся к новогодним распродажам, аналитики прогнозируют медленное возвращение рынка к докризисным показателям.
В России впервые за долгое время выросли поставки ноутбуков в торговые сети. Последний раз рост отмечался в 2012 году. В III квартале 2016 года производители отгрузили на российский рынок 806 тыс. устройств, что на 11% больше аналогичного периода 2015–го, следует из отчета IDC. По сравнению с результатами I квартала (428 тыс. штук) объем поставок вырос почти вдвое. Лидером российского рынка ноутбуков стал ASUS, за ним идут Lenovo, Acer, HP и Dell. Причиной роста поставок в IDC назвали закупки ретейлеров перед Новым годом, а также спрос со стороны бизнеса.
«Несмотря на сложную рыночную конъюнктуру, производители компьютеров продолжают поставлять на рынок новые модели. Позитивной динамике способствовали подготовка основных игроков рынка к продажам в предновогодний период и стабильный спрос со стороны корпоративных заказчиков», — поясняют в IDC.
Аналитики агентства обещают последующее увеличение объемов поставок до конца этого года. Спад на рынке ноутбуков продолжается уже 2 года, однако ситуация постепенно меняется: в I квартале 2016 года этот рынок снизился уже на 20% против спада на 49% за аналогичный период 2015–го. По итогам 2016 года в IDC прогнозировали спад на 12% в штучном выражении вместо 39% за 2015 год.
О замедлении спада говорят и в аналитической компании GfK, которая считает не только отгрузки дистрибьюторов, но и продажи конечным пользователям. Так, по данным мониторинга розничных продаж GfK, рынок мобильных компьютеров в III квартале 2016 года по–прежнему демонстрирует негативную динамику, оставаясь на 10% (в штуках) меньше, чем годом ранее. Однако темпы снижения сокращаются: в III квартале сокращение объема рынка в долларах относительно прошлого года составило 5% по сравнению с 11% во II квартале.
Читайте также:
Apple
Годовая выручка Apple упала впервые за 15 лет
Пике настольных ПК
Весь российский компьютерный рынок за III квартал 2016 года сократился к аналогичному кварталу 2015–го на 6,2%, до 1,2 млн устройств. Темпы падения благодаря неплохим продажам ноутбуков сократились: во II квартале спад был на 13,7%, в I квартале — на 17,6%. Но вот поставки настольных ПК во II квартале сократились на 30,6%, до 355 тыс.
На этом фоне в IDC отмечают любопытную закономерность: пользователи стали чаще покупать готовую продукцию известных мировых брендов (в лидерах HP, Lenovo и Acer), а не собирать свои компьютеры самостоятельно, как это было в начале года.
По итогам прошлого года мировые продажи настольных персональных компьютеров поставили антирекорды. Так, за год продажи в этом сегменте впервые упали ниже отметки 300 млн штук — до 276 млн штук, то есть спад составил 10,4%. Что касается российского рынка, то и тут обвал продаж в 2015 году и в штуках, и в деньгах стал крупнейшим за всю историю.
В 2016 году ситуация не изменилась, последовательное сокращение рынка десктопов наблюдается уже восьмой квартал подряд и, по оценке аналитиков Gartner, является «самым продолжительным спадом в истории компьютерной индустрии». По оценке агентства, в III квартале 2016–го спад на мировом рынке составил 5,7%, в IDC падение оценили в 3,9%, до 68 млн устройств.
Корпораты и геймеры
Сами ретейлеры отмечают рост продаж ноутбуков в III квартале. Так, у «Ситилинка» продажи ноутбуков в штуках выросли на 25% к показателям прошлого года.
В Ozon.ru показатели первых 6 месяцев демонстрировали уровень прошлого года, а III квартал показал небольшой рост — на 6% в штуках и на 42% в деньгах.
«Ноябрь еще больше наращивает обороты. За 16 дней мы получили прирост к сопоставимому периоду прошлого года 36% в штуках и 72% в деньгах, основной рост происходит в премиальном и игровом сегментах», — приводит данные представитель Ozon.ru.
В «М.видео» продажи ноутбуков за 9 месяцев выросли на 7% в деньгах за счет игровых ноутбуков и бизнес–моделей. «Положительное влияние на продажи ноутбуков оказывает отложенный спрос, связанный со значительным снижением продаж в 2015 году, — считают в «М.видео». — Снижение отрицательной динамики на рынке также связано с ростом корпоративного сегмента, доля которого увеличилась с 9 до 14% в штучном выражении в общем объеме продаж в период с января по сентябрь 2016 года».
Получить главное
Что касается рынка планшетов, он в России довольно быстро сокращается, но пока их продается все же больше, чем компьютеров. По данным IDC, в III квартале поставки этих устройств в РФ год к году уменьшились на 35,3%, до 1,3 млн. За январь–сентябрь их продажи, по данным «М.видео», снизились на 22% в деньгах и на 26% в штуках по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
«Потребитель так и не смог получить от планшета главного — удобно, быстро и безопасно генерировать контент. Как итог, компактным рабочим инструментом остался ноутбук, а планшеты перешли в разряд устройств для развлечений и общения, где их и поглотили смартфоны», — считают в «Ситилинке». Однако в «Связном» уверены, что конкуренция между ноутбуками и планшетами, начавшаяся несколько лет назад, сохраняется. «Даже в последние 2 года, когда продажи планшетов падают, процесс замещения ими ноутбуков не останавливается», — отмечают в компании.
“
Поставки ноутбуков в РФ в III квартале выросли в связи с переоценкой спроса игроками рынка и никак не связаны с восстановлением спроса на рынке электроники. Рынок ноутбуков сегодня сокращается, однако рост отгрузок мы связываем с возникновением такой товарной категории, как клаудбуки. Это недорогие ноутбуки начального уровня по цене 12–14 тыс. рублей, по характеристикам схожие с популярными в 2012–2013 годах нетбуками. По нашим оценкам, 100–150 тыс. таких устройств было ввезено в РФ в III квартале 2016 года, благодаря чему и произошло увеличение отгрузок.
Алексей Широков
директор департамента закупок «Евросети»
“
По потребительским свойствам у ноутбуков нет аналогов на данный момент. Да, рынок давно прошел стадию насыщения и экстенсивного роста, однако замещение ими персональных компьютеров будет длиться, пока сами ноутбуки не будут вытеснены фундаментально новыми устройствами, а негативная экономическая ситуация может лишь замедлить этот процесс замещения, но не остановить его. Основной предпосылкой для роста рынка потребительской электроники будет только экономический рост.
Павел Комаров
директор по закупкам электронного дискаунтера «Ситилинк»