Владимир Путин становится внеплановым участником выборов в Европе, и следующий год может превратить Евросоюз в арену битвы с "агентами Путина".
Желание Мартина Шульца оставить кресло спикера Европарламента для того, чтобы вернуться в германскую политику, стало обсуждаемой новостью не только в Европе, но и в России. Мартин Шульц принадлежит к СДПГ и намерен возглавить список партии в Северном Рейне — Вестфалии — одной из крупнейших земель в Германии и одной из немногих в последнее время, где социал-демократы сохраняют хорошие позиции, обладая большинством в ландтаге и имея своего губернатора.
Впрочем, судьба Вестфалии вряд ли кого-то заинтересует; интерес в том, что Мартин Шульц станет одним из основных участников борьбы за пост канцлера, которая по моде последних лет не обойдется без незримого присутствия России и Владимира Путина. Россиян зарубежные выборы интересуют с точки зрения сближения на почве отмены санкций, европейцев — с точки зрения "противостояния российским попыткам расколоть Евросоюз". Немаловажность этого фактора подчеркнута только что, с принятием Европарламентом резолюции о сопротивлении российской пропаганде. Которую Путин назвал "деградацией демократии".
Тренд, заданный Brexit и выборами в США, продолжается в Европе, где уже чуть не каждые выборы становятся противостоянием "агентов Путина" и его противников. Во Франции на днях праймериз в Партии республиканцев неожиданно выиграл не Николя Саркози, а экс-премьер Франсуа Фийон, выступавший за сближение с Россией и имевший хорошие отношения с российским президентом, которые сам российский президент охарактеризовал как "очень добрые".
Лидер ХДС/ХСС Ангела Меркель уже заявила, что будет претендовать на четвертый срок в должности канцлера. Региональные выборы, однако, показывают ухудшение позиций партии Меркель. Ее конкурентом со стороны СДПГ видели в первую очередь председателя партии, вице-канцлера и министра экономики Зигмара Габриэля — а он в конце сентября нанес визит в Москву, где встретился с Владимиром Путиным во главе делегации бизнесменов, не заинтересованных в режиме санкций. От любого крупного европейского политика не следует, конечно, ждать призывов к признанию Крыма российским, и Зигмар Габриэль этого не сделал, но он говорил о проблемах немецкого бизнеса из-за санкций, выражал заинтересованность в их снятии в перспективе, и этого было достаточно, чтобы получить в немецких СМИ имидж "пропутинского" человека — Путин и сам по себе токсичен для европейских политиков. Стоит напомнить, именно к СДПГ принадлежал экс-канцлер Герхард Шредер, большой друг Путина, получивший после отставки работу в компании-операторе газпромовского проекта Nord stream — 2.
Мартин Шульц бросается в бой, чтобы составить Габриэлю конкуренцию. Он, как ожидают наблюдатели, поборется за кресло председателя СДПГ и либо заявит о канцлерских амбициях, либо станет министром иностранных дел вместо Франка-Вальтера Штайнмайера, который уже в феврале передвинется на почетную должность президента страны. Шульц — "европеист", приверженец общеевропейских ценностей и противник "путинизации" европейской политики, об опасности которой он не раз говорил.
И Франсуа Фийон, и Зигмар Габриэль отрицают, что являются "русофилами", но по крайней мере говорят о необходимости отмены экономических санкций. Фийон к тому же призывает и к противостоянию США. Если во Франции один "агент Путина" во втором туре, вероятнее всего, схлестнется с другим "агентом Путина" (Марин ле Пен), то в Германии прикладываются усилия для того, чтобы "агента Путина" от выборов отодвинуть. Хотя совсем без них не обойдется: внимание российских наблюдателей приковано к набирающей ход правой партии "Альтернатива для Германии".
В Италии 4 декабря пройдет референдум по конституционной реформе, которая должна изменить устройство государства, уменьшив полномочия сената и регионов в пользу президента и палаты депутатов. Эксперты в один голос предрекают, что в случае провала референдума откроется дорога к выходу Италии из ЕС и/или зоны евро. Экономика страны и так крайне слаба, а тут правительству придется уйти в отставку, уступив оппозиции из правых евроскептиков во главе с Сильвио Берлускони — еще одним старым приятелем Путина.
А в Австрии в тот же день начинается кампания по повторным президентским выборам, одним из главных участников которых выступает кандидат от ультраправой Партии свободы Норберт Хофер. Выборы вообще проходили в этом году, и Хофер с микроскопическим перевесом уступил лидеру Партии зеленых Александру ван дер Беллену, взяв при этом первый тур; но результаты были отменены из-за нарушений при подсчете голосов. Роль президента в Австрии, как и в Германии, больше почетная, но Норберт Хофер обещает в случае избрания провести референдум о выходе из Евросоюза наподобие британского в знак протеста против централизации ЕС.
В общем, 2017 год имеет все шансы стать "годом агентов Путина" в Европе. В России успехи правых, естественно, будут восприниматься как очередные победы Кремля, а неуспехи в Европе назовут победой над Кремлем. На такое восприятие работают и сами политики, как работала на это Хиллари Клинтон, обвинявшая Дональда Трампа в подыгрывании Путину, но оно говорит скорее об общем стремлении к упрощению всего (ну и о том, что политики соскучились по настоящей драке, а бить друг друга при этом не готовы и пытаются предложить согражданам идею общего врага). В целом направление европейской политики изменится вряд ли при любом исходе выборов, но большое моральное удовольствие все участники получат наверняка.