Смольный добился права штрафовать водителей за нарушение правил платной парковки в центре Петербурга. В отличие от Москвы, в Петербурге договориться о штрафах с МВД не удалось. Зато чиновники придумали новый путь — через судебных приставов. Штрафы получат все, кто не оплачивал парковку в последние 2 месяца.
Спустя 1,5 года Смольный нашел способ штрафовать водителей, которые не оплачивают парковку в платных зонах в центре Петербурга. До сих пор они пользовались отсутствием штрафов и массово игнорировали паркоматы. Теперь нарушителям придется раскошелиться на все штрафы, набежавшие за последние 2 месяца — ноябрь и декабрь.
Проблема со штрафами заключалась в том, что МВД отказывалось предоставлять Смольному данные владельцев машин, а без них выписывать штрафы было невозможно. Петербургским чиновникам так и не удалось достигнуть договоренности с МВД, хотя именно по такой схеме штрафы выписываются в Москве.
Но в Петербурге изобрели свой путь: чиновники добились соглашения с МВД на предоставление таких данных через службу судебных приставов. Об этом сообщил глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Сергей Харлашкин.
Забота о личном
Платное парковочное пространство — около 3 тыс. мест в центре города — начало работать в Петербурге осенью 2015 года. Старт откладывали несколько раз и запустили работу парковок 3 сентября. Затраты на проект составили не менее 200 млн рублей. Деньги пришлось выделять из бюджета, поскольку потенциальный инвестор — Всемирный банк — отказался от участия в проекте на фоне экономического кризиса и конфликта России с Европой.
За минувшие 1,5 года парковка не начала приносить существенной прибыли. Количество платных парковочных сессий в сентябре, октябре и ноябре практически не росло и держалось в районе 380 тыс. При этом тысячи автомобилистов не платили за парковку. За такое нарушение им грозит штраф 3 тыс. рублей.
Но автолюбители знали, что штрафы не взимаются, потому что Смольному не удалось договориться с МВД о предоставлении личных данных владельцев машин. Так что решение о том, платить или нет, лежало исключительно в плоскости личного желания автолюбителей соблюдать правила. Многие из них мотивировали отказ от платы тем, что не согласны с введением платы как таковой.
При этом многочисленные собеседники "ДП" в транспортной отрасли полагали, что МВД отказывается передавать чиновникам Смольного данные из принципа. Ведь опыт московских платных парковок наглядно демонстрировал, что предоставление таких данных вполне можно организовать.
Пошли к приставам
Как рассказал глава КРТИ Сергей Харлашкин, комитет подписал соглашение не с МВД, а со службой судебных приставов по Петербургу и Ленобласти. "Это абсолютно легитимное соглашение, которое уже начинает действовать", — отметил он. Таким образом, данные будет предоставлять служба, а не само МВД.
Правда, у этого решения есть нюанс: штрафы будут получать только те автовладельцы, чьи автомобили зарегистрированы в Петербурге и Ленобласти. Если же парковкой в центре Петербурга воспользуется владелец, приехавший из другого города, и при этом нарушит правила или не оплатит парковку, то штраф ему вряд ли выпишут. Впрочем, таких пользователей парковок мало.
Квитанции со штрафами автомобилисты начнут получать сразу после Нового года. При этом квитанции будут касаться не только нового 2017 года, но и последних 2 месяцев 2016 года. За более ранние сроки штрафы, по всей видимости, так и не придут, поскольку действует срок давности.
Сколько потеряли
Пилотная зона платных парковок была запущена в сентябре 2015 года. По данным "ВТБ 24", который обслуживает паркоматы в Петербурге, за первый год работы платных парковок в городе автомобилисты заплатили 40,7 млн рублей.
На первый взгляд, показатели работы платных парковок в историческом центре Петербурга, в зоне, ограниченной Невским проспектом, набережной Фонтанки, Кирочной улицей и Лиговским проспектом, выглядят позитивно. Средняя загрузка составляет около 35%, что неплохо для пилотного периода, а сумма, собранная в бюджет, стремится к 100 млн рублей.
Однако, если изучить ситуацию внимательнее, выясняется, что годовые абонементы купило лишь несколько десятков человек, а около 20% сессий и вовсе не оплачиваются. Это значит, что либо парковкой пользуются местные жители с удостоверением резидента, либо автовладельцы просто не оплачивают парковку. Второй вариант вполне вероятен, учитывая, что водители понимали, что отсутствие оплаты не повлечет наказания.