Петербургский предприниматель, вице-президент городской Ассоциации мини-гольфа Илья Соколов открывает кафе-бутик в здании "Пассажа" на Невском проспекте. Новоиспеченный ресторатор говорит, что изюминкой его заведения будет возможность купить мебель, за которой только что трапезничали посетители, приобрести шоколад и парфюм ручной работы, а также послушать стихи, лекции и оперные арии.
Петербургский предприниматель, вице-президент городской Ассоциации мини-гольфа Илья Соколов открывает кафе-бутик в здании "Пассажа" на Невском проспекте. По оценкам экспертов, запуск этого проекта мог обойтись бизнесмену в 15 млн рублей.
Ресторан под названием Ma maison de delicatesse ("Дом деликатесов") занимает арендованное помещение площадью 160 м2 и рассчитан на 75-80 посадочных мест. Средний чек — 1 тыс. рублей. В течение 2 недель ресторан работал в тестовом режиме.
Как рассказал Илья Соколов, помимо еды в заведении несколько раз в неделю будут проходить арт-вечеринки. Так, в четверг состоялась поэтическая дуэль, в ходе которой молодые поэты читали свои стихи, а зрители голосованием выбирали победителя. На ближайшее время в ресторане запланировано представление фрагментов из оперы Франческо Арайя "Цефал и Проксис", поставленной по мотивам одноименного произведения российского поэта XVIII века Александра Сумарокова. В кафе также будут проходить научно-популярные лекции, камерные концерты и прочие культурные акции.
Кроме того, в заведении можно приобрести шоколад, свечи, парфюмерию, предметы мебели и декора ручной работы, изготовленные предприятиями — партнерами Ильи Соколова.
По мнению учредителя Ma maison de delicatesse, сейчас на петербургском рынке востребованны нестандартные форматы заведений общепита, в том числе и клубные, которые предусматривают общение гостей ресторана. Поэтому бизнесмен планирует создать в Петербурге сеть заведений под тем же брендом. "Это будут кафе, булочные-кондитерские, где также можно будет приобрести предметы декора, шоколад и парфюмерию ручной работы и даже, пообедав, попросить завернуть с собой купленный тут же стол", — говорит Илья Соколов.
В Петербурге периодически появляются заведения общепита, работающие в формате, пограничном между клубным и ресторанным. Так, ресторан "Библиотека вкусов" на Невском проспекте предлагает посетителям не только поесть, но и почитать или приобрести книги в магазине при ресторане, купить оригинальные бакалейные товары, цветы, предметы декора. Здесь также проводятся выставки художников, фотографов и дизайнеров, лекции и мастер-классы для посетителей.
Уже несколько лет существует на рынке проект FlamandRose — интерьерная студия и франко-бельгийский ресторан на углу Крестьянского переулка и Малой Посадской улицы. Студия и ресторан находятся в одном здании, посетители могут приобрести здесь предметы декора и пообедать.
"Любой интерактивный формат привлекает посетителей. Будь то приготовление блюд на глазах у гостей или вывешивание мясных туш в холодильники со стеклянными фасадами в зале ресторана", — говорит управляющий партнер Beer Family Project Николай Митчин. Он рассказал, что в Петербурге есть также интерьерные салоны, совмещенные с ресторанами, где клиенты могут за обеденным столом обсуждать проекты с дизайнерами. Но общепит в таких случаях — не основная, а дополнительная функция, отмечает Николай Митчин. "Рестораторы предпринимают попытки открыть заведения, где можно, например, покупать картины или предметы интерьера. Но пока такие проекты большого успеха не имели. Как правило, они либо закрываются, либо ограничивают сопутствующую функцию, оставляя только ресторанную. Все-таки за мебелью и оперой в рестораны не ходят", — говорит он.
"Это история из разряда проверки формата. Подобные эксперименты можно делать, когда у тебя есть свободные деньги, а экономическая ситуация спокойная. Сейчас не самое удачное время для экспериментов", — считает гендиректор ресторанной группы "Свои в городе" (рестораны "Строгановъ Стейк Хаус" и "Русская рюмочная") Леонид Гарбар. Он отмечает, что гораздо логичнее было бы совмещение ресторана с музеем, особенно с музеем, связанным с едой или выпивкой. "Посетители приходят узнать о напитках, а потом могут в ресторане отведать эти напитки", — поясняет Гарбар.
Наталия Белякова, региональный директор по маркетингу Domina Russia, напоминает, что формат "хлеба и зрелищ" всегда становится популярным на волне нестабильного спроса и высокой конкуренции. "Пример из истории — заведения периода "угара НЭПа". Объединить несколько форматов в одном — способ разложить яйца по разным корзинам и минимизировать риски", — говорит Наталия Белякова.
По ее мнению, ресторанный рынок Петербурга благосклонен к подобным экспериментам. "Новый ресторан не является первопроходцем: наверняка его создателей вдохновлял успех взлетевших в этом году "Рубинштейна", Social Club, — предполагает Наталия Белякова. — Это заведения, куда идут не столько за едой (как минимум "модного" направления), сколько за атмосферой. Кроме того, налицо востребованность формата public talks в принципе. И выручка точек питания в местах проведения открытых чтений, публичных хакатонов вполне оправдывает их бесплатный формат".
Но для стабильного успеха необходимо соблюдение трех условий, предупреждает Наталия Белякова: "Первое — место. "Пассаж" сам по себе — не гарантия трафика. Арендаторы помещений в нем на втором этаже сменяются часто, так как это гиблое в плане людских потоков место. Второе — нужна равномерно интересная афиша событий. И третье — адекватные цены в меню".
Участники рынка признают, что подобные эксперименты рискованны. "Но если никто не будет пробовать такие неожиданные форматы, то как мы узнаем, насколько они удачны?" — задается риторическим вопросом Николай Митчин.