Глава совета директоров ОАО "Компания Усть Луга" Валерий Израйлит, арестованный по подозрению в хищении 1,5 млрд рублей при строительстве порта Усть-Луга, считается человеком из команды бывшего главы ФСО Евгения Мурова, на чьи позиции в ближайшее время ожидается массированная атака по всем фронтам. Эксперты видят в этом аресте связь и с "закрытием" бенефициара порта Бронка Дмитрия Михальченко, тоже считающегося протеже Мурова.
Дзержинский районный суд Петербурга арестовал Валерия Израйлита на 25 суток до 21 января 2017 года. Дело по ст. 159 ч. 4 УК РФ о хищении 1,5 млрд рублей при строительстве порта Усть-Луга в отношении предпринимателя ведет ФСБ совместно со Следственным комитетом.
Юристы удивляются, как суд мог избрать меру пресечения в виде ареста в условиях, когда это прямо запрещено законом в предпринимательских уголовных составах. А участники рынка видят за этим лишь продолжение массированной атаки на позиции бывшего главы ФСО Евгения Мурова, в ходе которой уже были нейтрализованы и другие "члены его команды": Дмитрий Михальченко и Евгений Пригожин.
Путь к миллиардам
Выпускник Горного института Валерий Израйлит начал свою карьеру в 1988 году инженером-электронщиком в Доме кино, но с 1990 года ушел в консалтинг. В 1999 году он возглавил ОАО "Компания Усть-Луга", которое работало над проектом строительства одноименного порта на Лужской губе. Масштабное строительство началось в 2000-е годы, когда проект порта принял форму ГЧП. Инвесторами стали "Транснефть" и структуры миллиардера Геннадия Тимченко.
"Усть-Луга", будучи управляющей компанией проекта ГЧП, стала главным активом и основным бизнесом Валерия Израйлита. Долгое время его фамилия и название порта воспринимались чуть ли не как синонимы. Компания получила в управление обширные земли на Лужской губе, которые передала инвесторам для строительства терминалов. Два терминала ("Юг-1" и "Юг-2") "Усть-Луга" строила сама, впоследствии они перешли под контроль офшора Investport Holding Ltd, который связывают с самим Израйлитом. Кроме того, структуры Израйлита получали практически все генподряды при стоительстве портовых сооружений, выручая на этом десятки миллиардов рублей. Тесные связи с теперь уже бывшим главой ФТС Андреем Бельяниновым, по словам участников рынка, позволяли Израйлиту обеспечивать стабильные грузопотоки в терминалах порта.
Успехи Валерия Израйлита многие приписывали покровительству главы Федеральной службы охраны РФ Евгения Мурова. Действительно, Израйлит был бизнес-партнером его сына, топ-менеджера ФСК ЕЭС Андрея Мурова: по данным СПАРК, в нулевых годах они вместе инвестировали в компанию "Ручьевский разлив", владевшую сельхозземлями совхоза "Ручьи" под Петербургом (также партнерами в этом проекте были многие известные миллиардеры города, в том числе владельцы банка "Санкт-Петербург" и холдинга "Империя"). Сегодня земли "Ручьевского разлива" активно застраиваются девелоперами.
Двинули полки
Другим протеже экс-главы ФСО считался Дмитрий Михальченко, совладелец холдинга "Форум" и бизнес-партнер генерала ФСБ Николая Негодова. "Форум" является инвестором строительства порта Бронка, который в последнее время создавал все большую конкуренцию Большому порту Петербурга. Глава ФТС Андрей Бельянинов активно содействовал этому, в том числе в начале 2016 года он инициировал перенос функций таможенного контроля из Балтийской таможни (базирующейся в Большой порту) в Бронку и Усть-Лугу.
Однако в марте 2016 года Дмитрий Михальченко был арестован по обвинению в контрабанде ящика "Курвуазье". Вместе с Михальченко под уголовный пресс попали его топ-менеджеры из реставрационного блока "Форума", а также сотрудничавшие с ними чиновники из Министерства культуры во главе с замминистра Григорием Пирумовым — арестованным по подозрению в хищении средств на реставрацию также в марте.
Затем следователи перетряхнули практически всю реставрационную отрасль (которая интересным образом имела теснейшие связи с ФСО, в ведении которой находятся многие памятники архитектуры). Был объявлен в розыск глава "Интарсии" Виктор Смирнов, а его зам Сергей Соколов посажен под домашний арест.
В итоге 26 мая 2016 года Евгений Муров подал в отставку, и Владимир Путин ее принял. Примерно тогда же сотрудники ФСБ проявили интерес к кортежу ресторатора Евгения Пригожина, считающегося "личным поваром" Владимира Путина (Пригожин остался вне каких-либо подозрений, зато его охранник приговором суда в сентябре отправился в тюрьму за воспрепятствование работе ФСБ). А вскоре после этого, в июле, поста лишился и Андрей Бельянинов.
Дошли руки
В этой цепочке довольно однородных событий арест Валерия Израйлита рассматривается экспертами как явная закономерность. "Меня удивляет, как он до сих пор оставался в стороне! — говорит один из собеседников "ДП". — Я ожидал, что его возьмут самое позднее летом".
По словам участников рынка, претензии к Израйлиту имелись не только у конкурентов, но и у партнеров по Усть-Луге, в частности у Геннадия Тимченко, который потерял миллиарды из-за обрушения причалов его терминала в 2013 году, которое связывалось тогда с дноуглубительными работами Северной дноуглубительной компании Валерия Израйлита. Однако в качестве основной версии ареста практически все опрошенные эксперты называют "большую атаку на позиции Мурова".
"В ближайшее время мы ожидаем продолжения этой линии, — говорит еще один источник "ДП". — В частности, тесные связи с Муровым были у некоторых акционеров ОАО "Большой Гостиный Двор".
Самое время
Впрочем, время для ареста, по словам адвокатов, выбрано как нельзя более удачное — канун Нового года. "Я последние недели все гадала, кого найдут под елкой в этом году, — комментирует Наталья Шатихина, управляющий партнер юридической фирмы CLC. — Ведь арест в конце декабря гарантирует, что обжаловать его защита сможет только во второй половине января. Несколько недель у следствия будут развязаны руки. И это им очень кстати, потому что оснований для ареста де-юре нет. Ведь уже и Пленум Верховного суда высказался недвусмысленно о том, что по предпринимательским составам нельзя арестовывать. Даны лишь четыре исключения: если скрывается, если препятствует следствию, если не имеет постоянной прописки. Как они будут обосновывать это при обжаловании — непонятно".
Интересно, что еще неделю назад ничто не предвещало сгустившихся туч над головой Израйлита. Буквально в конце прошлой недели АО "Усть-Лужский индустриальный парк", принадлежащий ОАО "Компания "Усть-Луга", презентовало свой проект по созданию индустриального парка на межведомственной комисcии по размещению производственных сил. В целом чиновники одобрили проект, но с условием того, что он будет доработан в соответствии с замечаниями некоторых контрольных ведомств, например МЧС, Росприроднадзора.
Предполагается, что Усть-Лужский индустриальный парк будет расположен на площади 2,6 тыс. га около порта Усть-Луга, на территории Вистинского и Котельского поселений. Одним из резидентов индустриального парка может стать ООО "Балтийский карбамидный завод" — газохимическое предприятие по производству гранулированного карбамида и жидкого аммиака из природного газа. По данным представителей областного правительства, у компании есть в собственности участок на территории парка. В пресс-службе губернатора Ленобласти воздержались от комментариев.