Администрация губернатора поборется с Законодательным собранием за влияние на муниципальные образования. Для этого заново создан Координационный совет по местному самоуправлению, а муниципальным депутатам продемонстрированы возможные выгоды от сотрудничества. Мариинский дворец не участвует.
Пересозданный Координационный совет по местному самоуправлению при губернаторе Петербурга (КС) собрался в Смольном на первое заседание. Организовал его Георгий Полтавченко в конце декабря, на шестом году руководства городом вспомнивший, видимо, о наличии в городе муниципалитетов. Сам он совет и возглавил.
Самой интересной деталью стало полное отсутствие в совете депутатов Законодательного собрания. В него вошли все главы районов Петербурга, шесть председателей смольнинских комитетов и 22 муниципала, но городской парламент не представлен даже председателем комиссии по местному самоуправлению Юрием Гладуновым, хотя его, по идее, должны были включить в обязательном порядке.
Спикер Законодательного собрания и лидер петербургской "Единой России" Вячеслав Макаров на заседание КС был губернатором зван, но не прибыл, отговорившись тем, что слишком поздно узнал. Хотя заседание переносилось с прошлой недели и спикер явно был в курсе. Скорее, не захотел играть декоративную роль.
При Валентине Матвиенко тоже существовал похожий совет — по развитию местного самоуправления. Его в 2015 году администрация уже нового губернатора закрыла без объяснений. Предшественница Георгия Полтавченко тоже не сразу вспомнила о муниципалах, идея совета пришла ей в голову лишь в 2009-м; в следующем году совет был создан, но через год Валентина Матвиенко, как известно, пост оставила. Ее совет был куда компактней, в нем было всего 24 человека, включая секретаря, из них один депутат — Сергей Соловьев и два муниципала, Всеволод Беликов и Андрей Жабрев, оба перекочевали и в новый состав. Жабрев и Анатолий Повелий входили в аналогичный совет еще при губернаторе Владимире Яковлеве.
Об уровне активности этого совета говорит тот факт, что Сергей Соловьев, ныне вице-спикер, а в те годы глава комиссии по МСУ, поначалу даже не вспомнил о том, что был членом такой структуры. "Да? Я входил в него? Кажется, меня ни разу не приглашали. Хотя нет, наверное, я там пару раз бывал, но нечасто", — с трудом вспомнил депутат. Комментируя отсутствие представителей Законодательного собрания в новом совете, вице-спикер сказал: "Пока трудно сказать, но я думаю, что с высокой степенью вероятности туда должны войти депутаты. Мы пока в начале пути, и я полагаю, что если депутаты захотят участвовать в работе этого совета, то они, конечно, должны туда вступить. Есть многие комиссии в Смольном, куда входят депутаты парламента".
Координационный совет решили возродить по политическим причинам. Дело в том, что в 2019 году Петербург ждут одновременно выборы губернатора и местных советов, и Смольному в перспективе необходима лояльность муниципалов, чтобы получить их голоса для прохождения муниципального фильтра.
Проблема здесь в том, что по итогам выборов-2014 муниципалитеты стали практически полностью состоять из членов "Единой России", подконтрольных, естественно, не администрации, а Вячеславу Макарову. Не то чтобы единороссы не поставят подпись за выдвижение Георгия Полтавченко — поставят, конечно, но об этом придется просить и становиться таким образом обязанным. О том, насколько трепетно парламентарии охраняют "свои" территории и муниципалитеты, может рассказать показательная выволочка, которую в Мариинском дворце перед выборами в ЗС устроили главе смольнинского комитета по связям с МСУ Игорю Князеву.
В муниципальных советах в основном состоят люди, которые не контролируются Смольным. Своим избранием они обязаны в первую очередь Вячеславу Макарову. И сейчас муниципалы в первую очередь идут с просьбами о помощи именно к нему. Администрацию губернатора такое положение дел не устраивает концептуально.
В Смольном явно решили продемонстрировать, кто в городе главный. "Я считаю, что решение создать этот совет — не только необходимый, но и своевременный шаг. Мы все в одной лодке и должны ни в коем случае не соперничать, не вступать в какую-то конфронтацию, а максимально друг друга взаимодополнять и поддерживать", — заявил губернатор в своем приветственном слове и тут же прозрачно напомнил, что деньгами в городе распоряжается именно Смольный: "Нас ругают и хвалят вместе, да и бюджет у нас один. Понятно, что у вас все-таки немного по-другому формируется бюджет, но в целом казна у нас одна. Мое искреннее убеждение — нам нечего делить. Уверяю, что если мы так будем работать, то нам как нечего было делить, так и не будет".
После того как Вячеслав Макаров проигнорировал заседание, вел его градоначальник единолично. "Если у вас будут какие-то вопросы на уровне районных администраций, глав районов, то приходите ко мне", — пригласил аудиторию Георгий Полтавченко. Ему вторил вице-губернатор Александр Говорунов: "Мы можем ожидать при хорошей работе большого синергетического эффекта", — отметил он.
Заместителями Георгия Полтавченко в КС стали руководитель администрации губернатора Александр Говорунов и глава Совета муниципальных образований Петербурга и МО "Финляндский округ" Всеволод Беликов — у которого около года расстроились отношения со спикером, после того как Вячеслав Макаров попытался сместить его с должности, которую он занимает уже много лет.
Для демонстрации широких возможностей, открывающихся перед муниципалами при сотрудничестве с чиновниками, перед ними выступали главы комитетов, предлагавшие разнообразные программы. Председатель комитета по благоустройству Владимир Рублевский предложил организовать в составе КС секцию по вопросам благоустройства и рассказал, как, работая совместно, муниципалы смогут исправлять имеющиеся проблемы. Коллега Рублевского из комитета по молодежной политике Рената Абдулина предложила создать секцию по организации досуга, физкультуре и патриотическому воспитанию. А глава комитета по законности и правопорядку Леонид Богданов перечислил целый ряд возможных точек совместного приложения усилий — от установки во дворах видеокамер наблюдения до развития систем освещения и организации добровольных дружин.
Подразумевается, что все эти инициативы означают выделение средств и потенциально могут оказаться для муниципалов весьма интересными. Стоит отметить, что, в отличие от совета времен Матвиенко, у нового КС, согласно постановлению, есть и полномочия — хотя в основном и теоретического характера, вроде внесения предложений и участия в обсуждении вопросов, но все же это делает структуру солиднее. Несмотря на то, что Вячеслав Макаров сейчас наверняка начнет усиливать взаимодействие с муниципалами со своей стороны, при грамотном подходе стратегия Смольного может принести успех.
Подписывайтесь на канал
ДП в Телеграме
, чтобы первыми узнавать о важных новостях
экономики, бизнеса, политики и общества!