Банкротящиеся тепличные комплексы в Ленобласти могут вернуться к прежним владельцам. Они стоят за компаниями, которые выкупают у Мастер–Банка долги с большим дисконтом, полагают участники рынка.
Право требования долга обанкротившихся тепличных комплексов ООО "Северная мечта", ООО "Эврика" и ООО "Премьер" на сумму 6,1 млрд рублей выкупают у потерявшего лицензию и находящегося в управлении Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Мастер–Банка неизвестные ООО "Агрокультура" и ООО "Флора". Участники рынка предполагают, что прежние собственники — выходец из банка ВТБ Владимир Малышев и владелец поставщика салатов "Лидер Фреш" Михаил Дудин возвращают себе активы.
Выкуп с дисконтом
"Агрокультура" и "Флора" выкупают у Мастер–Банка долги сразу трех обанкротившихся тепличных комплексов — "Эврика" (выращивание помидоров и огурцов), "Премьер" (выращивание салата), ООО "Северная мечта" (розарий). "Эврика" задолжала банку 2,3 млрд рублей, "Премьер" — 2,7 млрд рублей, "Северная мечта" — 1,1 млрд рублей. "Агрокультура" становится правопреемником Мастер–Банка в требовании долгов с "Эврики" и "Премьера", "Флора" — с "Северной мечты", следует из материалов арбитражного суда. Эксперты полагают, что долги выкупают с дисконтом минимум в 50–60%. Как поясняет один из них, доинвестировать в проекты надо около 3 млрд рублей, а на эти деньги можно построить 10 га современных теплиц. В АСВ, которое после потери лицензии Мастер–Банком назначено конкурсным управляющим банка, на запрос "ДП" не ответили.
Загадочные владельцы
ООО "Агрокультура" принадлежит, по СПАРК, в равных долях Анатолию Кухаренко и Никите Куликову. Анатолий Кухаренко также на 50% владеет ООО "Флора". Компании зарегистрированы 8 и 9 ноября 2016 года соответственно. Анатолий Кухаренко в 2015 году уже участвовал в торгах по продаже имущества Мастер–Банка, пытаясь выкупить здание в Москве, однако проиграл их. Он также владеет ООО "Агроменеджмент" в Подмосковье. Из данных сайта Ступинского района Мособласти следует, что это розарий, который работает на 15 га и в 2015 году произвел 15,8 млн штук роз.
Никита Куликов владеет ООО "Ростра–Питер" и ООО "Сосновое", специализация которых — строительство. От комментариев он отказался. За формальными покупателями тепличных комплексов могут скрываться их прежние собственники, считают участники рынка. Ранее "ДП" сообщал, что у всех трех комплексов есть прямые (совладельцы) и косвенные связи с Владимиром Малышевым и Михаилом Дудиным. Хотя сейчас, по СПАРК, у "Эврики", "Северной мечты" и "Премьера" другие собственники — неизвестные физлица.
С Владимиром Малышевым связаться не удалось.
Исполнительный директор "Премьера" и экс–совладелец "Северной мечты" Владимир Волков о выкупе долгов предприятий ничего не знает. Кстати, в конце 2016 года он взял в аренду достроенную часть "Эврики" площадью 3 га и мощностью до 2 тыс. т в год.
Проекты с историей
Проекты кредитовались в Мастер–Банке, но он лишился лицензии в 2013 году и попал под управление АСВ, а в 2014 году посыпались иски к заемщикам.
Проект розария "Северная мечта" был анонсирован в 2009 году с объемом инвестиций 15 млн евро. На момент подачи иска от банка была не достроена вторая очередь предприятия, дофинансирование оценивалось в 500 млн рублей. "Эврика" в 2012 году был анонсирован как крупнейший в СЗФО тепличный комплекс на 24 тыс. т огурцов и томатов в год и объемом инвестиций 6–7 млрд рублей. Еще одна его часть — это "Премьер", там предполагалось выращивать салаты.
На момент подачи иска готовность "Эврики" составляла около 70%. В 2015 году благодаря госсубсидиям удалось завершить строительство и запустить производство овощей.
При выходе на полную мощность "Эврика" станет одним из крупнейших хозяйств в регионе. Для сравнения: в Ленобласти в 2016 году объем производства тепличных овощей составил 26,5 тыс. т (крупнейшие игроки — см. "Производители тепличных овощей в ЛО"). Интерес к отрасли объясняется тем, что собственное производство тепличных овощей покрывает потребление на 60%, остальное — импорт, поэтому один за другим заявляются крупные инвестпроекты.
Так, ставропольский холдинг "ЭКО–культура" построит в Пикалево за 20 млрд рублей производство томатов.
“
Скорее всего, отчуждение АСВ требований к новому кредитору связано с тем, что кому–то понравилось залоговое имущество и поэтому его надо оградить от посягательств и претензий как других кредиторов, так и потенциальных претендентов. Но новый кредитор, если он не единственный, не может просто взять и забрать себе имущество должника в счет удовлетворения требования. Зато может выставить его на торги, так как оно является предметом залога. Если повторные торги не состоятся, он сможет забрать имущество себе, оплатив до 20% его выкупной стоимости в конкурсную массу. Это плюс к тому, что он уже заплатил по договору цессии с АСВ.
Денис Шестаков
арбитражный управляющий