Новости о том, что у очередного безработного петербуржца украли роскошный автомобиль или несколько миллионов рублей, неизбежно наводят на мысль о том, что в России, как и в Европе, решили провести эксперимент по введению безусловного базового дохода, но никому об этом не рассказали.
В разных странах Европы в прошлом году запустили (или задумались над тем, чтобы запустить) эксперимент по введению безусловного дохода — выплат, которые выдаются вне зависимости от того, работает человек или нет. В других — бьются над тем, чтобы пособие по безработице обеспечивало достойный уровень жизни тому, кто его получает. В России о безусловном доходе пока не помышляли, а минимальный размер пособия по безработице в 2016 году составил 850 рублей — не так много для того, чтобы ни в чем себе не отказывать. Но если судить по жизни безработных исключительно по новостным заголовкам, то можно предположить, что способ достойно прожить при отсутствии работы все же есть.
Вот, например, сегодня безработный москвич лишился 10 млн рублей: неизвестные отобрали у него сумку, угрожая пистолетом, и скрылись прочь. А новости о нетрудоустроенных петербуржцах, лишившихся своих богатств, уже давно стали особым жанром.
Бюджетный яхтинг
Еще большую потерю, чем москвич сегодня, несколько лет назад чуть было не понес безработный петербуржец, заявивший, что у него похитили целых 15 млн рублей. Правда, когда на место прибыла полиция, тот от показаний отказался и так и не смог внятно объяснить правоохранителям, были у него такие деньги или нет. Другие безработные жители Петербурга были куда менее скромны, рассказывая о том, чего лишились. В сентябре 2016 году еще у одного безработного петербуржца угнали яхту. Плавсредство оказалось не слишком роскошным — 1970 года выпуска, а сам владелец оценил его всего в 300 тыс. рублей, но для безработного все же неплохо. Ранее у другого петербуржца так же бесцеремонно увели прогулочный катер стоимостью чуть более полумиллиона рублей. Но это все, конечно, сущие мелочи по сравнению с тем, как безработные петербуржцы лишались крупных сумм и роскошных автомобилей.
В 2011 году петербуржец приятно удивил грабителей, решивших выхватить у него сумку и скрыться: в ней внезапно для похитителей оказался 1 млн рублей мелкими купюрами. Наверняка грабители удивились бы еще больше, узнав, что владелец сумки — безработный. В 2015 году у другого безработного петербуржца украли уже 1,5 млн рублей, да еще и угнали припаркованный у дома автомобиль Mercedes Benz.
А уже в нынешнем году еще один не имеющий работы житель Петербурга в результате квартирной кражи лишился пяти норковых шуб, планшета Apple, ноутбука и моноблока того же производителя, телевизора Sony, а также документов на квартиру и ключей от двух автомобилей — BMW Mini Cooper и Toyota LandCruiser 200. Автомобили, кстати, тоже похитили. И это, можно сказать, еще повезло: были и безработные, лишившиеся куда более дорогостоящих автомобилей.
6 тыс. пособий
Bentley или Porsche, судя по заголовкам новостей, стабильно примерно раз в год угоняют либо у безработного петербуржца, либо у не имеющего работы москвича. В 2012 году безработный житель Петербурга лишился Bentley стоимостью около 11 млн рублей. Такое же несчастье постигло пару лет назад и безработного обитателя столицы. А буквально в прошлом году у безработного петербуржца украли Porsche, стоимость которого оценили в 5 млн рублей, то есть всего-то почти 6 тыс. минимальных пособий по безработице. Тогда же жительница Петербурга, также нетрудоустроенная, как сообщалось, лишилась автомобиля Mercedes S500 стоимостью 10 млн рублей.
Интересно, что еще 5 лет назад подобные новости заканчивались словами вроде "полицейские выясняют, откуда у безработного петербуржца взялась такая сумма". Сейчас полицейские уже, видимо, не выясняют: мало ли откуда у безработного Bentley, сумка с несколькими миллионами и яхта. В конце концов, может это тот же эксперимент с безусловным доходом — такой, о котором почему-то решили не рассказывать широкой общественности.