После совместного проведения в ноябре 2016 года первого ресторанного фестиваля комитет по туризму и сервис "Афиша-Рестораны" проведут в Петербурге новые мероприятия по отдельности в апреле и мае. Рестораторы относятся критически к решению организовать аналогичные мероприятия друг за другом — необходимость выбора может закончиться плачевно для обоих проектов, опасаются на рынке.
В ноябре 2016 года в Петербурге прошел первый ресторанный фестиваль. Организаторами мероприятия длиною в месяц стали петербургский комитет по туризму и сервис по бронированию "Афиша-Рестораны" (входит в группу Rambler&Co). Идея проекта заключалась в том, чтобы познакомить горожан с гастрономическими достижениями петербургских ресторанов, причем тех, кто обычно не ходит по ресторанам, предложить блюда с "петербургским акцентом" и вывести гастрономические бренды города на мировой уровень.
Для участников рынка первый гастрономический фестиваль прошел неоднозначно; были вопросы к организации, например, рестораторы сетовали, что комитет по туризму должен был прислать всем участникам специальное меню с логотипом, но не успел. Были вопросы и к широте освещения мероприятия.
Другие остались довольны высоким трафиком гостей; фестиваль действительно помог познакомить с заведениями новых клиентов. Появление в проекте представителей "Афиши-Ресторанов" на последнем этапе улучшило организацию и помогло привлечь к участию новых рестораторов. Всего участников набралось около 67, в совокупности они продали почти 10 тыс. сетов (специальные наборы блюд).
Второе гастрономическое пришествие
Этой весной город должен принять второй ресторанный фестиваль. Интрига в том, что их будет целых два, а вот состав организаторов останется прежним. Комитет по туризму будет проводить Санкт-Петербургский ресторанный фестиваль в апреле — уже без участия "Афиши-Ресторанов". А команда издания с декабря начала организацию Российского ресторанного фестиваля, он пройдет в мае. При поддержке департамента туризма и региональной политики Министерства культуры РФ фестиваль охватит Казань, Ростов, Краснодар, Сочи, Екатеринбург, Новосибирск и Петербург. В программе петербургского фестиваля — уже полюбившееся участникам по ноябрьскому опыту сеты от ресторанов по фиксированной цене, встречи с шеф-поварами из различных российских городов, Европы и Азии, и лекции.
Свое участие в майском фестивале уже подтвердили около 70 петербургских заведений. Апрельский фестиваль также порадует горожан сетами, но в этом месяце они будут тематическими. По отзывам нескольких рестораторов, организаторы апрельского фестиваля за участие в фестивале просят уплатить взносы, участие в майском предполагается бесплатным.
Как пояснил "ДП" директор по маркетингу "Афиши-Ресторанов" Александр Сысоев, команда издания была открыта к диалогу с представителями Смольного, но в итоге комитет по туризму решил проводить гастрономический фестиваль без привлечения соорганизаторов. "У нас была устная договоренность с комитетом о том, что мы совместно проводим второй проект в мае, также мы высылали все письма о схеме взаимодействия, однако они остались без ответа, — рассказывает Александр Сысоев, — поэтому мы как соорганизаторы готовили проект начиная с января, а о проведении в апреле другого фестиваля узнали ровно неделю назад".
Председатель петербургского комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев объяснил "ДП", что у ресторанного фестиваля не было привязки к "Афише-Ресторанам", по его мнению, подобная привязка к коммерческой структуре говорила бы о неком субъективизме. По мнению главы комитета, проведение двух фестивалей пойдет ресторанному рынку и городу только на пользу и не должно привести к каким-либо неудобствам для участников, а возможная конкуренция сможет повысить качество проведения мероприятий.
Инициатива Смольного вызвала осенью однозначное одобрение рынка — необходимость такого фестиваля назревала давно, да и идея действительно прекрасная. Но в этот раз проведение в апреле и мае двух аналогичных по концепции фестивалей у игроков рынка вызывает недоумение. Многие рестораторы даже не знают о разделении и уверены, что, принимая приглашение Смольного, будут работать совместно с "Афишей-Ресторанами". Два разных фестиваля могут вызвать путаницу и для потребителя, опасаются игроки рынка. Александр Сысоев не уверен, что рестораторы окажутся готовы участвовать в двух фестивалях сразу.
Как поделить фестивали
Запуск двух ресторанных фестивалей подряд — ситуация абсурдная, соглашается совладелица ресторана "Репа" Алена Мельникова. "Для рестораторов 2 месяца подряд для двух фестивалей делать один и тот же сет — бессмысленно, а готовить разные — слишком затратно и трудоемко, — считает ресторатор. — Инструменты проведения, целевая аудитория и упоминания в прессе могут сделать более интересным для участия майский фестиваль, а вот аудитория мероприятия от Смольного будет не совсем понятна, но главное, чтобы организаторы не начали конфликтовать за участников".
Проведение двух подряд подобных мероприятий — только плюс для потребителя и города, ведь в течении 2 месяцев туристы и петербуржцы смогут поучаствовать в фестивале и попробовать интересные блюда, придерживается другой точки зрения глава Федерации рестораторов и отельеров на Северо-Западе Леонид Гарбар. "Если условия проведения будут такие же, как в ноябре, все только выиграют, для ресторанов это отличная возможность для продвижения своего заведения", — говорит эксперт.
"Мы будем участвовать в обоих фестивалях, для ресторанов любое информационное освещение пойдет только на пользу", — уверен генеральный управляющий "Ресторанов Арама Мнацаканова" и совладелец ресторана "Северянин" Александр Батушанский. Но все равно ситуация вызывает вопросы. По мнению ресторатора, если коммерческая структура взялась за организацию фестиваля, не совсем понятно, зачем тем же самым занимается государство, создавая ненужную конкуренцию.
Некоторые игроки рынка удивлены датами проведения. По мнению Александра Сысоева, май можно считать более подходящим месяцем для проведения такого рода мероприятия, не в последнюю очередь из-за погодных условий. По мнению Смольного, апрель — начало высокого сезона, что также достаточно привлекательно.
Тем временем опрошенные "ДП" рестораторы с такой позицией не согласны. Игроки рынка недоумевают, зачем проводить ресторанный фестиваль в апреле и мае, ведь в это время туристы и так с удовольствием посещают город из-за каникул, хорошей погоды и городских мероприятий. Дело в том, что во всем мире аналогичные ресторанные и другие фестивали стараются проводить именно в низкий сезон, чтобы привлечь туристов в "тихие" месяцы и поднять ресторанам выручку. Не согласен с таким мнением Александр Батушанский: по оценке ресторатора, петербургский ресторанный фестиваль в первую очередь должен привлечь горожан, а уже потом туристов.