Российский рынок интернет-торговли в этом году превысит отметку в 1 трлн рублей, но впечатляющие темпы роста зарубежных интернет-магазинов, прежде всего, Aliexpress, грозят превратить его в международную площадку для беспошлинной торговли. В АКИТ предупреждают, что через два года от "российской интернет-торговли не останется вообще ничего, мы будем продавать исключительно китайские товары"
Объем рынка интернет-торговли в России в 2016 году вырос на 21% по сравнению с 2015 и составил 920 млрд рублей, свидетельствуют данные исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). По прогнозам АКИТ, в 2017 году объем рынка превысит 1,1 трлн рублей.
Объем рынка трансграничной торговли (кроссбордер, покупки в зарубежных интернет-магазинах) по итогам года вырос на 37% по сравнению с 2015 и составил 301,8 млрд рублей, что составляет 33% всего рынка r-commerce в России. Таким образом, доля трансграничной торговли выросла на 4 п.п. В 2017 году по прогнозам АКИТ объем трансграничной торговли превысит 400 млрд рублей.
Наступление Alie
Число входящих международных отправлений с товарным вложением продолжает расти колоссальными темпами, подчеркивают в АКИТ. В 2016 году их количество увеличилось на 102% (в то же время количество заказов на внутреннем рынке выросло лишь на 6%) и составило 233 млн отправлений. АКИТ оживает, что в 2017 году количество входящий отправлений с товарным вложением составит около 400 млн штук.
Большинство товаров в зарубежных интернет-магазинах россияне покупают в Китае. Доля отправлений из этой страны составляет 90%, из Евросоюза – 4%, США – 2%. При этом в денежном выражении Китай составляет 52%, Евросоюз 23%, США – 12%. Это говорит о невысоком среднем чеке покупок в Китае, поясняют в Ассоциации.
"Сегодня уже сотни миллионов товаров беспошлинно и безналогово поступают на территорию РФ. К огромному сожалению, не хватает небольшого, но стратегического усилия, которое бы сдвинуло ситуацию с мертвой точки. При этом мы видим, что кроссбордер занимает в России долю уже больше 40%. Пройдет еще два года, и от российской интернет-торговли не останется вообще ничего, мы будем продавать исключительно китайские товары, а для Китая Россия станет рынком для беспошлинной торговли на нашей территории", - отмечает глава АКИТ Алексей Федоров
В целом более 64% покупок (транзакций) в зарубежных магазинах не превышают по стоимости 22 евро. Более 96% - не превышают по стоимости 150 евро. Среди всех магазинов, торгующих в России наибольшую аудиторию (количество уникальных посетителей, зашедших на страницу магазина за январь 2017) имеет Aliexpress – более 22 млн человек.
Росссийский рынок интернет торговли по сегментам, % от общего объема выручки)
Источник: АКИТ
Почта на 62%
В 2016 году на рынке доставки товаров e-commerce (включая отправления из иностранных интернет-магазинов и доставку на внутреннем рынке) 62% покупателей воспользовались услугой Почты России, что на 11 процентных пунктов выше, чем в 2015 году – 51%.
В 2016 году Почта России обработала 225 млн международных отправлений с товарными вложениями, что в почти в 2 раза больше, чем показатель прошлого года – 128 млн отправлений. В целом, Почта России обработала 296 млн почтовых отправлений с товарным вложением (совокупно: внутренних и зарубежных), что более чем в 1,5 раза превышает показатель прошлого года – 194 млн шт.
"Все больше покупателей и интернет-магазинов выбирают Почту России как надежный и быстрый канал доставки товара, голосуя за нас рублем. А для удобства получателей мы продолжаем запуск удобных сервисов на "последней миле", чтобы процесс отправки и получения посылок занимал минимальное время", - отмечает замглавы Почты России по посылочному бизнесу Сергей Малышев.
Самыми крупными регионами по доле интернет-торговли являются Москва, Московская область и Петербург. Регионами с самым высоким темпом роста трансграничной торговли в 2016 году по сравнению с 2015 стали, в частности, Республика Северная Осетия-Алания – 68,3% и Ивановская область – 65,5%. В Москве трансграничная торговля выросла на 36%, а в Петербурге на 37,7%.
Онлайн-покупки россиян за рубежом по регионам, % от общих трат
Источник: АКИТ
Электроника и гардероб
Россия является самой крупной страной в Европе по количеству пользователей интернетом – 84 млн человек, но уровень проникновения остается на уровне 70,4% и за последний год не вырос. Больше всего пользователей интернетом в возрастной группе от 16 до 29 лет – 97%. Среди людей старше 55 лет – лишь 28%. Во многом с низким показателем доли пользователей среди лиц старше 55 лет и связан низкий уровень проникновения интернета в России и отсутствие роста, констатируют в АКИТ.
Самыми популярными товарными категориями, как на локальном рынке, так и на трансграничном являются электроника и бытовая техника, одежда и обувь. При этом на локальном рынке доля одежды и обуви составляет 22%, в то время как на трансграничном – 36%. Также популярными категориями являются, товары для авто, парфюмерия и косметика, спорттовары и другие.
Локальный рынок интернет-торговли бытовой техникой и электроникой (БТиЭ) в 2016 году вырос на 17% и составил 208 млрд рублей. По прогнозам АКИТ в 2017 году объем рынка составит около 240 млрд рублей. Доля интернет-торговли на рынке БТиЭ составляет 17,9%, что является высоким показателем по международным меркам. Наиболее продаваемыми товарными категориями являются компьютеры и ноутбуки – 28% и телефоны и смартфоны – 22%. В 2016 году вновь есть тренд роста регионов более ускоренного, по сравнению с центральным, что говорит о постепенном возвращении потребительской активности.
"Сегодня мы наблюдаем у потребителя обнадеживающие тенденции к накоплению, что чуть позже должно перерасти к восстановлению потребительской активности. Но рынок 2016 и 2017 года – это все еще рынок цены, которая является основным критерием выбора покупателя. Поэтому ретейлерам в очередной раз не стоит забывать про оптимизацию операционных костов, снижение которых позволит в данных реалиях оставаться конкурентными", - считает гендиректор электронного дискаунтера "Ситилинк" Михаил Славинский
Рост товарных категорий в e-commerce в 2016 году, % к продажам в 2015 году
Источник: GFK Russia
Рокировки на рынке
Ключевым трендом 2016 года ретейлеры и аналитики называли приход на рынок e–commerce крупных офлайновых игроков, которые уже изменили онлайн–рынок в части электроники, техники и детских товаров. Так, одним из заметных событий стала покупка "Техносилой" интернет–магазина E96. В свою очередь, "Техносилу", а также "М.видео" и "Эльдорадо" поглотила группа "Сафмар" семьи Гуцериевых и Михаила Шишханова.
Кроме того, в этом году сменился лидер российской интернет–торговли. Сместив "Юлмарт", первое место в топ–100, по данным "INFOLine–Аналитики", занял WildBerries. "Юлмарт", сосредоточившись на инновационных проектах, столкнулся с резким снижением конкурентоспособности в основном бизнесе по продаже техники и электроники, а корпоративный конфликт и иски от банков–кредиторов усилили эти проблемы", — поясняет глава "INFOLine–Аналитики" Михаил Бурмистров.
Еще одним трендом рынка стал рост числа и качества региональных интернет–магазинов, а также появление маркетплейса Goods от "М.видео" и продвижение "Яндекс.Маркета" в качестве интернет–магазина; каждый из проектов претендует на роль глобальной товарной площадки, но ожидать стремительного завоевания рынка от них все же не стоит. Так, Goods на первом этапе будет работать только в Москве и Московской области. Выйти с маркетплейсом в города-миллионники ретейлер планирует до конца 2020 года.
Аудитория крупнейших интернет-магазинов, млн уникальных пользователей за январь 2017
Источник: TNS