Транспортная прокуратура и Федеральная таможенная служба (ФТС) проверяют Выборгскую таможню. Поводом для проверки стало обращение, подписанное "коллективом таможни". За скандалом могут стоять контрабандисты, теряющие нелегальные каналы ввоза товаров на сотни миллионов евро в месяц, полагают некоторые участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В распоряжении "ДП" оказалась копия письма, направленного руководителю ФТС России Владимиру Булавину и директору ФСБ Александру Бортникову, в котором якобы описывается ситуация на Выборгской таможне Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ). Письмо подписано "коллективом Выборгской таможни".
По версии авторов письма, "руководство Выборгской таможни делает вид, что борется с коррупцией проводя кадровые чистки, а на самом деле с службой по противодействию коррупции СЗТУ, увольняет по результатам служебных проверок неугодных честных сотрудников и расставляют на места, за деньги, своих людей" (орфография и пунктуация сохранены).
Авторы письма считают, будто все должности куплены, и в нем даже приводятся примеры стоимости некоторых. Так, из текста можно увидеть, что место начальника поста стоит якобы 300 тыс. евро, должность заместителя — 200-250 тыс. евро, устройство на работу — 1 млн рублей.
Кроме этого, в письме описаны ставки нелегальных сборов, из которых формируются теневые доходы.
Жалобщики требуют: "Ротировать начальника Северо-Западного таможенного управления и сменить всю службу по противодействию коррупции СЗТУ".
Проверка идет
В ФТС подтвердили, что 13 марта получили обращение от имени коллектива Выборгской таможни. "ФТС России принимает оперативные меры в целях полной, всесторонней и объективной проверки изложенных в нем обстоятельств", — сообщили в таможенной службе. Северо-Западная транспортная прокуратура также организовала проверку, сообщили "ДП" в надзорном органе.
ФСБ на запрос "ДП" не ответила. В СЗТУ сообщили, что не получали писем от коллектива Выборгской таможни, но отметили, что противодействие должностных лиц таможенных органов организованным преступным группам вызывает недовольство у правонарушителей. "Нередко недобросовестные участники ВЭД пытаются опорочить честь и достоинство должностных лиц таможенных органов", — добавили в СЗТУ.
Контрабандисты не сдаются
Некоторые из опрошенных "ДП" участников ВЭД сходятся во мнении, что письмо, направленное в ФСБ и в ФТС, на самом деле инициировано не добропорядочными сотрудниками Выборгской таможни, а контрабандистами или лицами, связанными с ними. "Выборг — особый город. Рабочих мест в нем не так много, и деятельность большей части населения города связана с внешнеэкономической деятельностью — они либо работают на таможне, либо занимаются контрабандой", — говорит на условиях анонимности таможенный брокер (бывший сотрудник СЗТУ).
Объем нелегального ввоза товаров через Выборгскую таможню начал расти после обострения отношений с Украиной, отмечают эксперты. Раньше значительная часть контрабанды ввозилась в Россию из Украины, а теперь потоки перераспределились и популярность Выборгской таможни возросла.
Любимая машина контрабандиста
"Схема может быть очень проста, — поясняет анонимно один из участников ВЭД. — Предположительно, с территории Финляндии выезжает фура с товаром. Останавливается на нейтральной зоне между границей Финляндии с Россией. Затем товар перегружается во вместительные внедорожники. Одна и та же машина совершает несколько рейсов. В результате в Россию товар въезжает по "зеленому коридору". За ночь можно перегрузить 10-12 фур. По такой схеме может ввозиться одежда, мелкая электроника (например, флешки), а также продукты питания". "Продовольствие из ЕС ввозить большими партиями нельзя, но по ночам через таможню проходят караваны джипов, набитых запрещенной едой", — добавляет другой участников ВЭД.
В целях борьбы с этой схемой начальник Выборгской таможни полковник Александр Ястребов в конце прошлого года издал приказ "О фотографировании транспортных средств". Документ предписывал инспекторам автомобильных пунктов пропуска на границе с Финляндией — Торфяновка, Светогорск и Брусничное — фотографировать универсалы и внедорожники, въезжающие в РФ. Собственно, этот приказ, нарушивший привычную жизнь контрабандистов, и стал, по мнению собеседников "ДП", поводом для письменного обращения якобы коллектива Выборгской таможни к руководству ФТС и ФСБ.
Экономическая эффективность
Использование частных лиц для ввоза товаров позволяет импортерам как минимум вдвое сократить таможенные платежи, говорят участники ВЭД. Фура с одеждой стоит 1,5 млн евро. Таможенные платежи с нее составляют 40%, или 600 тыс. евро. "Но в реальной жизни расходы контрабандистов не превышают 300 тыс. евро. Эта сумма включает в себя и расходы на доставку товара до склада в России, и расходы на таможню: из расчета 4 евро за 1 кг, когда товар ввозится для личного пользования. Для себя можно ввезти не более 50 кг", — подсчитал один из собеседников "ДП".
Контрабандисты, работающие с размахом и под прикрытием силовых структур, без стеснения ввозят один товар, а декларируют другой — как правило, строительные материалы, так как они облагаются минимальной пошлиной. Самый громкий случай произошел год назад: сотрудники ФСБ задержали в порту Усть-Луги контейнер с элитным алкоголем, задекларированным под строительный герметик. По подозрению в организации контрабанды арестован известный петербургский миллиардер Дмитрий Михальченко. Впрочем, эта история не испугала контрабандистов. "В результате проведенной Федеральной таможенной службой в начале этого года проверки в Усть-Луге выявлено 180 контейнеров, в которых ввозился один товар, а по декларациям проходил другой, более дешевый, — говорит участник рынка. — Без проверок и встрясок инспектора не всегда замечают контрабанду".
Оценить масштабы контрабанды участники ВЭД затрудняются, но полагают, что речь идет о сотнях миллионов евро в месяц.
"Я долгие годы проработал в СЗТУ. Это письмо могли написать как сотрудники таможенных органов, так и контрабандисты. Существующая на таможне система начала формироваться примерно в 1997 году и окончательно созрела к началу 2000-х. Надо понимать еще один важный момент: начальник таможни единолично ничего не решает. Так что Саша (руководитель СЗТУ Александр Гетман. — Ред.) ничего изменить не сможет. У таможни несколько покровителей, которые влияют на кадровые назначения и ее судьбу: ФСБ, полиция, прокуратура. Если интересы начальника таможни разойдутся с интересами покровителей, то начальника уволят. Как вы думаете, откуда у Андрея Бельянинова накопления?" — задает риторический вопрос бывший сотрудник СЗТУ.
Дом и рабочий кабинет экс-главы ФТС Андрея Бельянинова сотрудники СК и ФСБ обыскали в конце июля прошлого года. У чиновника изъяли иностранной валюты на 56 млн рублей. Сам Бельянинов тогда назвал найденные деньги "семейными накоплениями". Дмитрий Медведев отправил Бельянинова в отставку. Позже в ходе традиционной "большой пресс-конференции" 23 декабря президент Владимир Путин заявил об отсутствии претензий к Бельянинову.
Новый начальник
Таможенники оказались сегодня в непростой ситуации. Правительство требует увеличивать перечисления в бюджет. Основной объем таможенных платежей (98%) дает импорт. А он с 2014 года сократился более чем вдвое. Вот и приходится таможенникам изо всех сил повышать эффективность по взиманию таможенных платежей. С этой целью 18 мая 2015 года экс-глава ФТС Андрей Бельянинов назначил руководителем СЗТУ Александра Гетмана, который начал службу в таможенных органах в 1990 году в должности инспектора Пулковской таможни и хорошо знает, как все устроено на Северо-Западе. Согласно отчетам СЗТУ, за прошлый год таможня перечислила в федеральный бюджет 528 млрд рублей, что на 2,5% выше уровня 2015 года, но все еще на 4% ниже рекордного уровня 2014 года — 549 млрд рублей.
Среди всех таможен СЗТУ наибольший доход казне (65% от всех платежей СЗТУ) приносит Балтийская таможня. На нее участники ВЭД жаловались больше всего. Практически сразу после назначения Александр Гетман устроил кадровую чистку на Балтийской таможне, уволив восемь руководителей, включая начальников трех таможенных пунктов. Официальная причина увольнений и выговоров — "систематическое нарушение требований таможенного законодательства, ослабление контроля за исполнением должностных обязанностей подчиненными и несоблюдение должностных инструкций". Тогда один из участников ВЭД высказывал версию "ДП", что через таможенные посты Кронштадтский и Лесной Порт Балтийской таможни могли ввозиться запрещенные молочные продукты из Франции, Дании.