Индивидуальный пенсионный капитал: последний шанс на достойную пенсию

 

Автор — президент НАПФ
Предложенная Минфином и Банком России система индивидуального пенсионного капитала (ИПК) должна прийти на смену обязательной накопительной системе, замороженной с 2014 года. С одной стороны, в этом прослеживается желание сэкономить на бюджетном трансферте в солидарную пенсионную систему. А с другой — государство признает, что коэффициент замещения утраченного заработка пенсией в ближайшие годы будет только снижаться. Если в 2012 году, по данным Росстата, коэффициент замещения составлял 33,9%, то в 2014–м — уже 33,2%. Период снижения коэффициента совпал со временем объявления моратория на накопление работающими гражданами средств на собственных пенсионных счетах. За 3 года, таким образом, с них было изъято более 1 трлн рублей. Деньги направили на выплаты пенсий нынешним пенсионерам, снизив размер трансферта ПФР из федерального бюджета. Однако финансовое положение нынешнего пожилого поколения все равно ухудшалось.
В этих условиях появление системы ИПК, хоть и представляет собой завуалированную форму повышения налогов на труд, является, пожалуй, последним шансом населения на достойную пенсию. И именно поэтому мы поддерживаем эту идею. Хотя сомнения в том, что она окажется эффективной, у нас остаются. Вопрос в том, доверят ли граждане свои сбережения новой накопительной системе в условиях, когда у государства уже есть опыт их изъятия из предыдущей.
Понятно, что одних льгот по НДФЛ для наемных работников и налогу на прибыль для работодателей, которые в системе ИПК будут выступать агентами по платежам в нее, может оказаться недостаточно. А значит, государству стоит задуматься над тем, как компенсировать те потери, которые будущий пенсионер понес в результате мораториев. И сделать это можно только одним способом — софинансировать систему ИПК напрямую из бюджета. Скажем, на каждые 6%, которые россиянин будет отчислять от своей зарплаты в ИПК, добавлять еще 3%. Примерно такая система, кстати, существует в Чехии, где на каждые 100 крон, которые чех перечисляет в накопительную систему, государство добавляет еще 50.
Реформа накопительной пенсионной системы — это своеобразный тест на зрелость. Дилемма выглядит следующим образом: что больше заботит российское правительство — социальная стабильность за счет достатка будущих пенсионеров или экономия расходов на самых бедных. Если второе, то стимулировать граждан к самостоятельному накоплению не получится. А вот софинансирование, если эта идея будет принята, наполнит кошельки каждого из нас. При этом внакладе не останется и правительство — ему не придется компенсировать ПФР в страховой части выпадающие 6%. Почему бы тогда не направить часть сэкономленных денег на развитие нового формата пенсионных накоплений? В этом случае государство сможет не только компенсировать потери трудоспособного населения, понесенные в результате пенсионных мораториев, но и сделать ИПК инструментом стимулирования производительности труда. А значит, и инструментом экономического роста. Более того, выплаты в виде софинансирования не просто благотворительность — эти деньги тут же вернутся в экономику в виде инвестиций негосударственных пенсионных фондов. Такое восстановление финансовой справедливости может оказаться выгодным для всех.