Отставка премьер-министра в глазах интересующихся политикой зрителей является вещью самоценной, поскольку представляется максимально возможным в России потрясением. В России реальная политика сводится не к борьбе за власть, а к борьбе за чью-то отставку, с тем чтобы потом искать, кем заткнуть образовавшиеся дыры.
Странные дела стали твориться в российской политике: если раньше обсуждались хотя бы намерения власти, то теперь обсуждается то, что власть, по мнению обсуждающих, в принципе могла бы намереваться сделать. Например, отправить в отставку премьер-министра Дмитрия Медведева.
На всех углах обсуждают: отставят или не отставят. Кадровые перестановки остались единственным предметом наблюдений за политической верхушкой, по ним стараются делать какие-то выводы, когда они уже состоялись; отставка премьера в такой логике должна знаменовать собой какой-то особенно значительный поворот, но вот о нем-то как раз не говорят.
Руководители страны шепчутся о чем-то в ледяных арктических пещерах. Раз шепчутся — значит, о чем-то важном. Об отставке, не иначе. Что же еще может случиться важного в российской политике-то. Вот уже и парламентские партии, озираясь, подтягиваются, вот уже и Валентина Матвиенко соглашается с идеей расследования. А это говорит о том, что антимедведевская кампания — удел уже не только юных уличных демонстрантов.
В соцсетях рассматривают фотографии Дмитрия Медведева — как он, бодрым ли выглядит или загнанным. Вылезши невредимым из пещеры, глава правительства накричал на министра сельского хозяйства за опоздания и посоветовал "будильник себе ставить в разные места" — наверное, сам получил по шее, вот и срывается на подчиненных, думают зрители. Кто бы говорил о будильнике.
Можно подумать, если бы им надо было пошептаться, они не смогли бы сделать это так, чтобы за ними не наблюдала вся страна. Вот и сам Владимир Путин решил сделать заявление: "Что я считаю неправильным: если кто-то, какие-то политические силы пытаются использовать в своих корыстных интересах этот инструмент (борьбы с коррупцией. — Ред.) не для улучшения ситуации в стране, а для самораскрутки на политической арене в преддверии каких-то политических событий, в том числе выборных кампаний внутри страны", — сурово сказал глава государства. Чтобы не казалось кому чего не надо.
И добавил, что все призывы освободить задержанных на митингах считает "чисто политизированными с целью оказания давления на внутриполитическую жизнь страны". Не выпустит то есть. И Медведева, кажется, не уволит.
Когда Путин назначал премьером Михаила Фрадкова, а потом менял его на Виктора Зубкова, ажиотажа никакого не было. Назначил и назначил. Конечно, на этот раз существует такой фактор, как мощные обвинения премьера в коррупции. Ответить на них ему явно совершенно нечего. Но, с другой стороны, неясно, какого эффекта ждут недовольные. То есть понятно, что отставки, но вот какой эффект от отставки должен последовать, неясно.
За кадром остается возможный главный бенефициар кампании — тот, кто, вероятно, претендует на медведевское кресло. Шойгу? Шувалов? Кудрин? Матвиенко? Или Путин снова достанет из внутреннего кармана какого-нибудь безвестного торгпреда из Чили, например, или Камбоджи, такого же, только без дворцов? Если бы в России хоть кто-нибудь во власти, ну хотя бы президент, обозначал примерное направление движения, стремления и желания, мы бы, может, и догадались. Но хронические проблемы с делегированием полномочий не дают этого сделать: все должны ждать, пока глава государства лично не покажет пальцем, в готовности бежать вперед, назад, влево или вправо без всякого собственного мнения.
Без этого нельзя понять, зачем вообще может понадобиться отставка Медведева. Ее ждут только потому, что это единственный самый громкий политический акт, который Путин вообще может сделать. Максимум шума, который он может произвести. Но из поведения Путина пока никак не следует нужда в отставке. Правительство работает так, как он хочет, и он еще ни разу не сказал, хочет ли он, чтобы правительство работало как-то по-другому. На дворцы и фонды президент, судя по всему, плевать хотел, но даже предполагаемая отставка не подразумевает пока что под собой ничего, кроме пересаживания людей в ином порядке. А если смена премьера просто технологический трюк перед выборами, то непонятно, почему это вообще кого-то должно волновать, кроме самого премьера.