Последние 10–15 лет каждый год популярность "Зенита" в стране все повышалась и повышалась. Клуб гордился своим рейтингом в соцопросах, числом посетителей на официальном сайте клуба, количеством подписчиков в "Твиттере". Было, конечно, неприятно, что новый стадион вызывал столько насмешек, но все знали: сыграем первый матч на новом стадионе–красавце, насмешки закончатся, а популярность клуба в разы увеличится. Но все испортил судья Алексей Еськов. Излишнее усердие, которое проявил 39–летний арбитр в законном желании не испортить праздник, принесло обратные результаты.
В первом матче на новом стадионе, "Зенит" — "Урал", при совершенно равной игре судья Еськов удалил трех игроков команды гостей и тем самым помог одержать хозяевам победу, которая может показаться заслуженной только людям с пониженным чувством справедливости. В соцсетях некоторые известные фанаты "Зенита" писали: "Нам не нужны такие победы". Другой популярный болельщик "Зенита" Михаил Шац был расстроен: "По поводу удалений: поверьте, мне просто было стыдно перед болельщиками гостей. Я — как и вся трибуна, на которой я сидел, — болел за "Урал" начиная с 60–й минуты. Потому удовольствия эта вымученная победа мне не доставила. Не знаю, когда клубные менеджеры будут делать выводы и как собираются сохранить лицо "Зенита". Это их работа — планировать будущее клуба". Многим тысячам телезрителям было стыдно смотреть последний гол "Зенита", когда трое игроков вышли на одинокого вратаря. Впрочем, праздник испортить удалось не всем: например, Алексей Борисович Миллер после второго гола радостно смеялся.
Но болельщики остальных команд, не только "Урала", были возмущены. И можно иметь самый популярный "Твиттер" в стране, но он не спасет, когда вы начинаете вызывать раздражение. Простой пример: из 20 комментаторов российского чемпионата на канале "Матч ТВ" самые низкие рейтинги — недопустимо низкие, явно заниженные телезрителями — у комментаторов "Зенита" Федора Погорелова и Геннадия Сергеевича Орлова. Одного из самых остроумных комментаторов Погорелова и самого знающего и самого разбирающегося в футболе Орлова. А когда вспомнили про то, что составы на матч объявлял Михаил Боярский, популярной шуткой в Сети про этот матч стала: "Судье не раз шепнем: "Мерси боку".
Я ни секунды не верю, что судья Еськов действовал в каких–то корыстных интересах, или с ним была проведена работа, или он получил какие–то указания. Я вообще не хочу разбирать чисто спортивные эпизоды: а была ли первая желтая карточка у игрока "Урала" Бикфалви? А заслуженно ли он получил удаление за вторую? И если бы не было ее, то не было бы удаления и у Павлюченко. И это нормально, что, после того как Дзюба ударил Емельянова, с поля ушел Емельянов? И как вы думаете, если бы Лунева занес в ворота игрок "Урала", был бы засчитан гол? Может, и был бы, может, но создавалось ощущение, что перегоревший судья Еськов боялся бы такой ситуации больше всего на свете. Судья Еськов задолго перед матчем был внутренне готов к победе "Зенита". Он понимал, что в случае поражения будет и свист на трибунах, и недовольство арбитром, как бы он ни отработал (судьи, как известно, виноваты всегда — даже за границей).
Тут я сделаю отступление. Основной аргумент дилетантов в вопросе необъективного судейства — если бы судья был простимулирован, он выполнил бы все проще, раньше, незаметнее. Но ведь судья тоже не враг себе: чего палиться раньше времени? Здесь ситуация напоминает развод жуликом наивных родителей абитуриента: если ваш сын не поступит — верну деньги (а поступит — положу в карман, ни с кем не делясь). Так и судья до самого конца надеется на лучшее, что хозяева справятся без его помощи, что забьют без пенальти, что не придется никого удалять. Но, когда не справляются игроки, приходится вмешиваться в ход игры.
Так что повторю: я думаю, что судья Еськов ошибался не по каким–то неприятным поводам, а совсем наоборот. Первый матч на новом стадионе, большие люди на трибунах, город ждет праздника, вообще, в этом деле есть масса суеверий и традиций: первый гол должен быть забит хозяевами в первом же матче, иначе проклятие злосчастного стадиона, который проклинают и так уже более 10 лет. Это было не ритуальное жертвоприношение, просто судья стал жертвой ритуала.
Судью Еськова отстранили от следующего матча, на котором он должен был работать. Во вторник судья Вилков поставил пенальти в ворота хозяев — "Оренбурга", "Зенит" победил 1:0, и этот момент уже вовсю обсуждается в Интернете. Команде с самым популярным "Твиттером" напоминают, что это был восьмой пенальти, который они били в этом чемпионате, а лидер турнира "Спартак", для примера, пробил всего однажды.
Только параноик сможет увидеть тут какой–то заговор, но когда общее раздражение поднимается выше разумных колебаний, то попрекать начинают уже за все. Впрочем, один героически переломленный матч, или несколько несправедливых решений не в пользу "Зенита", на которые никто не будет жаловаться, которые клуб перенесет стоически, или любой фейр–плей на поле, принятый и одобренный болельщиками, снимет эту совершенно необъективную нервозность, которую внес судья Еськов в отношение любителей футбола к петербургской команде. Вот уж действительно медвежья услуга.