Принадлежащее Смольному АО "ЗСД" передало компании "Магистраль Северной столицы" (МСС) в аренду центральный участок Западного скоростного диаметра. Теперь в пользовании у МСС до конца 2042 года вся трасса протяженностью 46,8 км. Несмотря на импортозамещение собственников, МСС не стала более открытой и отказывается говорить, сколько денег собирает с пользователей трассы.
Как говорится в официальном сообщении АО "Западный скоростной диаметр" (ЗСД) от 2 мая 2017 года, 20 апреля состоялась государственная регистрация сделки по передаче в аренду компании ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС) центрального участка трассы ЗСД. Это отрезок от транспортной развязки на пересечении с КАД в зоне "Предпортовая-2" до развязки на пересечении с дорогой Е-18 "Скандинавия".
МСС получила участок в пользование до 19 декабря 2042 года. Арендатор будет собирать плату за проезд, устанавливать тарифы и обеспечивать эксплуатацию трассы. Стоимость переданной в аренду трассы оценена в 184,74 млрд рублей. Арендная ставка в сообщении не указана, в МСС проигнорировали запрос "ДП" на этот счет.
Консорциум "Магистраль Северной столицы" был создан в марте 2011 года. Это концессионер, который выиграл конкурс на строительство центрального участка ЗСД стоимостью 120 млрд рублей (из них 60 млрд рублей — затраты бюджета, остальное — контролируемые государством банки, ВТБ и Газпромбанк) и протяженностью 11 км. Строительство началось в 2013 году и должно было завершиться весной 2016-го, позже сроки сдвинули, и участок открылся в декабре. Сообщалось, что в состав консорциума вошли "ВТБ Капитал", Газпромбанк, компании Astaldi (Италия), Ictas Insaat (Турция) в качестве подрядчиков строительства и Mega Yapi Inssaat ve Ticaret (Турция) в качестве технического консультанта.
Однако судя по данным ЕГРЮЛ, учредителем МСС был кипрский офшор "Исмер Лимитед" (Ysmer Limited).
В день, когда президент Владимир Путин лично открыл движение по достроенному центральному участку ЗСД, 2 декабря 2016 года, у МСС сменились владельцы. Компания теперь принадлежит на 50% ООО "Инфраструктурные инвестиции холдинг" ("дочка" ВТБ), на 41,5% ООО "М строй эксперт" (принадлежит "дочке" Газпромбанка — ООО "УК ГПБ — Ресурсосберегающие технологии") и на 8,5% кипрской компании "Блогнот лимитед".
Примечательно, что по условиям концессионного соглашения МСС получила право собирать плату за проезд уже построенных за государственный счет и открывшихся в 2012-2013 годах северного и южного участков ЗСД (на их строительство было потрачено 35,9 млрд и 47 млрд рублей соответственно). Причем до 2019 года годовой доход от сбора платы будет существенно меньше установленной соглашением планки в 9,6 млрд рублей, говорится в соглашении, и город должен будет компенсировать концессионеру разницу.
В пресс-службе МСС не прокомментировали вопросы "ДП" о том, сколько компания уже заработала за счет взимания платы за проезд по ЗСД (деньги с водителей стали собирать с 14 мая 2011 года, когда открылся первый платный участок от развязки с КАД до Благодатной улицы). По данным СПАРК, в 2015 году выручка МСС составила 29 млрд рублей, в 2014-м — 33,7 млрд, в 2013-м — 7,4 млрд.
Об объемах годового дохода платной магистрали можно судить по размеру субсидий, которые МСС получала из бюджета: в 2016 году 4,18 млрд рублей, на 2017-й запланировано 4,6 млрд (сумма, возможно, будет увеличена до 5,2 млрд рублей). Ранее комитет по инвестициям Петербурга сообщал, что в 2018 году МСС может получить субсидию в 4,143 млрд, в 2019-м — 3,669 млрд рублей.
За время эксплуатации трассы минимальная стоимость проезда по ней увеличилась на 50%: с 30 рублей и 10 рублей (дневной и ночной тарифы для легковых авто) до нынешних 60 рублей.
С 15 мая с 60 рублей до 100 рублей вырастет тариф для проезда через пункт оплаты ЗСД на Богатырском проспекте для легковых машин, водители которых платят наличными.