Росавиация перестала подтверждать иностранным компаниям лицензии российских пилотов, чтобы остановить утечку квалифицированных кадров за рубеж.
С середины июня ведомство перестало подтверждать лицензии российских пилотов по запросам иностранных авиакомпаний, что значительно усложняет процесс их трудоустройства за границей. На это сначала 16 июня пожаловались авиационные власти Китая, 20 июня они сообщили о получении официального извещения Росавиации о прекращении проверки ATPL российских пилотов.
ATPL — это лицензия пилота транспортной авиации, аналог российского свидетельства линейного пилота, позволяющая выполнять коммерческие перевозки в качестве командира или второго пилота на самолетах со взлетной массой более 5700 кг, то есть фактически на всем, что крупнее кукурузника "Ан–2".
Летная кабала
С конца 2014 года за рубежом трудоустроилось более 300 российских командиров воздушных судов и инструкторов, еще 400 находятся в процессе трудоустройства. В основном летчики едут в страны Юго–Восточной Азии, в первую очередь Китай.
Этому способствовало три фактора: во–первых, временный избыток пилотов на внутреннем рынке после краха "Трансаэро": людям нужно было срочно найти работу.
Во–вторых, это бум гражданской авиации в Юго–Восточной Азии: в Индии рынок авиаперевозок растет на 20% ежегодно, в Китае — в среднем на 10–12%. К 2030 году Китаю потребуется 500 тыс. пилотов, при этом там нет учебных заведений, способных удовлетворить спрос, а посылать граждан учиться за рубеж дорого и сложно.
Чтобы обученные пилоты потом не ушли, китайские авиакомпании заключают с пилотами пожизненные контракты (на 50 и более лет), при нарушении которых сотрудник обязан выплатить штраф до $300 тыс., что значительно превышает стоимость обучения.
Наличие подобной кабалы отпугивает многих китайцев от профессии летчика. Поэтому теперь Поднебесная переманивает уже обученных пилотов из–за рубежа. Процесс активизировался пару лет назад, когда Россию исключили из черного списка стран с низким уровнем безопасности в гражданской авиации, пилоты из которых не имели права работать в Китае.
В–третьих, благодаря девальвации рубля зарплаты российских пилотов оказались одними из самых низких в мире. До 2014 года российские перевозчики пролоббировали разрешение принимать на работу иностранцев и привлекли пару десятков человек (в основном из стран бывшего соцлагеря). Но тогда зарплаты 350–400 тыс. рублей хорошо выглядели и в долларовом эквиваленте. А сейчас ситуация обратная. В то время как в Китае средняя зарплата пилота является одной из самых высоких в мире и превышает $20 тыс. в месяц (плюс компенсация на жилье и билеты), так что в погоне за длинным рублем в Китай потянулись российские пилоты, особенно из регионов. Зарплата 350–400 тыс. рублей справедлива преимущественно для пилота–инструктора "Аэрофлота" в Москве, а в регионах зарплата пилота может быть и вдвое меньше, особенно в небольших авиакомпаниях.
"Отток квалифицированных кадров имеет экономические причины: на государственном уровне в азиатских странах созданы условия, благоприятствующие привлечению иностранного летного состава на работу в местные авиакомпании. Отсутствуют законодательные ограничения и квоты на занятия данным видом деятельности для иностранцев, активно работают рекрутинговые агентства, выезжающие в Россию и другие страны и занимающиеся подбором и привлечением квалифицированных специалистов. Соответственно, иностранные авиакомпании не несут затрат на их первоначальную подготовку, не имеют перед ними обязательств по социальному обеспечению, поэтому могут предложить более выгодные по сравнению с российскими авиакомпаниями условия оплаты труда", — говорит представитель одной из российских авиакомпаний.
Денежные доплаты
Чтобы удержать специалистов, "Аэрофлот" и "Россия" предпринимают стимулирующие меры. В частности, единоразовые выплаты. В "Аэрофлоте" для командиров воздушных судов — 650 тыс. рублей, для второго пилота — 350 тыс. рублей. В "России" предусмотрены выплаты в размере 250–500 тыс. рублей. При этом "Россия" дополнительно выплачивает 100–150 тыс. рублей сотруднику, по чьей рекомендации пришел новичок. Работник берет на себя обязательства отработать в "Аэрофлоте" не менее 2 лет, а в случае досрочного расторжения трудового договора возместить денежные средства пропорционально неотработанному времени. Кроме того, единовременная выплата пилоту, перешедшему в некоторые авиакомпании на выполнение турецких чартерных рейсов, этой весной составила 2 млн рублей, сообщил "ДП" осведомленный источник на рынке.
"Мы обсуждаем различные стимулирующие меры для летного состава. Вопрос привлечения пилотов для нас актуален, поскольку мы увеличиваем парк в этом году — Embraer и Airbus neo", — говорит Анна Бажина, пресс–секретарь группы компаний S7.
Один из петербургских пилотов, работавший за рубежом командиром воздушного судна, анонимно рассказал, что, принимая русского летчика на работу, с ним заключают краткосрочный контракт. "Он не предусматривает привычной нам социальной поддержки. При этом требуют от пилота быть безупречной машиной. Китайцы — не европейцы, от них не ждите ни симпатии, ни предсказуемости, ни даже приличного по нашим меркам поведения", — говорит пилот.
“
Утечка кадров наносит ущерб не только авиакомпаниям, но и российской экономике. Большинство уезжающих на заработки пилотов получили профобразование за госсчет. Во время работы за рубежом они не производят отчислений в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, но по возвращении на родину рассчитывают на все гарантированные гражданину РФ меры социальной защиты — пенсионное обеспечение, социальные выплаты по профзаболеваниям и т. д. Поэтому решение проблемы должно быть поднято с уровня авиакомпаний до отраслевого и государственного.
Елена Федорова
директор по связям с общественностью авиакомпании "ВИМ–Авиа"
“
Высокие темпы роста перевозок в РФ предопределяют рост спроса на квалифицированные кадры, что, как и в начале десятилетия, подтолкнет к конкуренции зарплат. Перевозчики будут переманивать командиров воздушных судов деньгами. Это не позволит выйти на уровень дохода экипажей в азиатских компаниях, но в итоге сведет к минимуму отток кадров. Что касается регулятора, то он явно не приветствует отток пилотов, однако кроме административных рычагов других возможностей изменить ситуацию у Росавиации пока нет.
Олег Пантелеев
глава аналитической службы агентства "АвиаПорт"