Гастрономические фестивали объединяются друг с другом или на площадке более крупных партнеров. Объем рынка фуд–фестивалей оценивают в 200–250 млн рублей в год.
Ресторанных фестивалей в Петербурге все больше — начиная от масштабных (фестивали сервиса "Афиша–Рестораны", комитета по туризму и др.) и заканчивая проектами для небольших и однодневных заведений ("Ресторанный день", "ВеганФест"). Для многих рестораторов участие в таких проектах стало постоянной частью бизнеса, они организуют сеты и создают выездные кафе для мероприятий вроде фестиваля "ВКонтакте" или Geek Picnic. Всего летом в Петербурге состоится около 15 гастрономических фестивалей.
Каждому свой формат
Артем Балаев, генеральный продюсер фестиваля "О, да! Еда!", рассказывает, что в этом году его проведут в 12 регионах, организаторы ждут около 500 тыс. гостей. "В последние пару лет небольшие фестивали начали объединяться под крылом общей площадки — получаются "праздники внутри праздников", — рассказывает он. Например, внутри "О, да! Еда!" пройдут мини–фестивали кофе, пива, стейков.
Анна Загуменная, event–директор агентства PR Partner, рассказывает, что в целом гастрономическому фестивалю заработать проще, чем организациям во многих культурных сферах. Иногда на такие мероприятия даже не продают билеты, чтобы привлечь гостей, хотя обычно так делают только новички. "Помимо билетов организаторы продают ресторанам места для торговли, а также рекламное сотрудничество — например, производителям бытовой техники, посуды, кулинарным школам, которые могут сделать свой стенд, проводить мастер–классы, — рассказывает Анна Загуменная. — Если сосредоточиться на привлечении спонсоров и посетителей, то гастрономический фестиваль возможно не просто окупить, но и получить неплохую прибыль".
О том, может ли в свою очередь заработать на фестивале ресторатор, мнения разнятся. Опыт предпринимателей полярный: одни воспринимают фестивали как "пробу пера" и радуются выходу в ноль, другим удается заработать даже на мероприятиях с высокой арендной платой. Например, Оксана Бронникова, продюсер фестиваля фудтраков "Еда на колесах", рассказывает, что многие участники ее фестиваля затем открыли свои заведения — это сеть сербских стритфуд–кафе Ukusno и кафе "Ласточка".
Полезные фудтраки
Для крупных игроков фестиваль — это имиджевые затраты, поддержание связи с аудиторией. А те, кто работает стабильно, но остается микробизнесом, в выгодности таких мероприятий не уверены.
"Обычно нам фестиваль ни в чем не помогает, — делится опытом Соня Любарова, владелица кондитерской "Кролик, беги!", — сбивает график, поэтому по деньгам выходит примерно так же, как если бы мы в это время просто работали. Цель участия — скорее развлечение, и на других посмотреть, и себя показать".
Оксана Бронникова уверена, что главный тренд последних лет — появление фудтраков. "Для них не нужны сложные конструкции, внутри есть оборудование и кухня. Поскольку фестиваль — это приготовление пищи в полевых условиях, фудтраки удобны. Спрос превышает предложение, и мы ощущаем нехватку фудтраков", — рассказывает она. И соглашается с Артемом Балаевым: есть тенденция к объединению фестивалей — это позволяет экономить иногда до 50% бюджета. Мероприятия обеспечивают единой pr–поддержкой, увеличивается число гостей.
Анастасия Дьякова, организатор фестиваля "ВеганФест", считает одной из ключевых тенденций рост небольших точек общепита, начавших свой путь как кафе одного дня. На "ВеганФест" в этом году пришло около 10 тыс. гостей.
"Вход у нас бесплатный, место на фуд–корте стоит столько, сколько вполне можно собрать за день и отбить аренду, — рассказывает она. — Кстати, поиск площадки — отдельная проблема маленьких фестивалей: аренда помещения 1–3 тыс. м2 обходится в 300–500 тыс. рублей. Мы тоже наблюдаем, как фестивали объединяются в один, и в июле примем участие в "ЭкоФесте". Зачастую у одного из организаторов есть площадка, у второго — связи с артистами. Объединив усилия, можно сэкономить 20–50% бюджета".