"Гремящий в салоне". Корвет спустят на воду в рамках Военно-морского салона

Автор фото: Валентин Беликов

Спуск на воду боевого долгостроя — корвета "Гремящий" — станет главным событием открывающегося сегодня Военно-морского салона, который ярко продемонстрирует, что РФ не в состоянии строить океанский флот, а только малотоннажные корабли прибрежной зоны.

В рамках стартовавшего сегодня Военно-морского салона Северная верфь после вынужденного простоя в строительстве спустит на воду головной корвет "Гремящий" проекта 20385 для Северного флота — это усовершенствованный вариант корветов предыдущего проекта 20380. В отличие от предшественников, у новых кораблей усилены ударные возможности, а также система противовоздушной обороны, сообщал ранее Александр Шляхтенко, глава ЦМКБ "Алмаз" (разработчик корвета). Так, "Гремящий" получит универсальный ракетный комплекс "Калибр" вместо противокорабельных ракет "Уран", с 12 до 16 возрастет число пусковых установок зенитного комплекса "Редут".
Еще одно важное отличие 20385 заключается в том, что корвет планировали оснастить германскими дизельными двигателями от MTU. Они должны были разгонять корвет водоизмещением 2,2 тыс. тонн до 30 узлов (56 км/час).
Цена усовершенствованного корабля, по оценкам экспертов, приблизилась к отметке 18 млрд рублей, что сопоставимо со стоимостью фрегата, у которого водоизмещение и вооружение вдвое больше. Под этим предлогом Минобороны продолжило заказывать корабли проекта 20380.
Головной корвет 20385, заложенный в феврале 2012-го, планировали спустить на воду в 2014-м. Но помешали санкции стран Запада, введенные против РФ в связи с аннексией Крыма: германские двигатели так и не пришли на Северную верфь. После некоторых доработок корабля иностранные силовые агрегаты заменили на изделия Коломенского завода.

Неприступный оказался Мудрым

После обострения отношений с Украиной возникли более серьезные проблемы, которые Россия не может решить до сих пор. Они касаются строительства новых надводных кораблей океанской зоны, для которых Украина поставляла энергетические установки. Без них Россия не способна не только строить корабли водоизмещением свыше 4-5 тыс. тонн, но даже отремонтировать гордость флота — малые десантные корабли на воздушной подушке "Зубр", построенные в начале 1990-х петербургской судостроительной фирмой "Алмаз".
Во всем ВМФ РФ осталось всего два корабля, способных передвигаться и по морю, и по суше. Россия заявляла о возобновлении их строительства на верфях в Крыму, но, как отмечают эксперты, вряд ли раньше 2020 года есть смысл говорить о закладке новых кораблей, оснащающихся газотурбинными установками. Так как в первую очередь российская промышленность должна изготовить силовые установки для стоящих на верфях кораблей. Альтернативу украинским изделиям разрабатывают рыбинское НПО "Сатурн" и петербургское ПАО "Звезда", чтобы достроить заложенные в 2011-2013 годах корабли. Промышленники обещают выдать готовую продукцию в 2019 году.
А пока Россия модернизирует советские корабли, чтобы поддержать боеспособность флота. Так, на салоне представят сразу после ремонта 29-летний сторожевой корабль "Ярослав Мудрый" ("Неприступным" назывался он при закладке на калининградском "Янтаре" в 1988 году) проекта 11540 "Ястреб" водоизмещением 4,4 тыс. тонн. Корабль предназначен для поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника, для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны.
Вторым по размеру после "Ярослава Мудрого" на Военно-морском салоне станет корвет проекта 20380 "Стойкий" водоизмещением 2,2 тыс. тонн. "Стойкий" служит в составе Балтийского флота с июля 2014-го. И до "Ярослава Мудрого" был на салоне самым крупным из российских кораблей. Но иностранных конкурентов не было в прошлый раз и не будет в этом году.

Разбуянились

Дебютирует на салоне малый ракетный корабль (водоизмещение 950 тонн) проекта 21631 (шифр "Буян-М"). Зеленодольский завод имени A.M. Горького с 2010 года построил пять таких кораблей. Кстати, их тоже хотели оснащать германскими силовыми установками. Но вынуждены были отказаться от этой идеи. Альтернативу предложил петербургский производитель судовых дизелей и редукторов ПАО "Звезда".
Два из построенных кораблей — "Зеленый Дол" и "Серпухов" — перешли в прошлом году с Черноморского флота на Балтийский. Оба корабля прославились на весь мир летом 2016-го запуском из Средиземного моря ракет "Калибр" по позициям боевиков в Сирии.
Впервые участники салона увидят минный тральщик "Александр Обухов", полностью изготовленный из композитных материалов на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ). Это самый молодой корабль Балтийского флота, вошедший в его состав в декабре 2016 года. Со строительством кораблей из синтетических волокон тоже возникли проблемы, так как из-за санкций прекратились поставки необходимых материалов. СНСЗ занялся поиском материалов внутри страны. Кое-что удалось заместить. "Из основных конструкционных материалов уже внедрены в производство и применяются в строительстве мультиаксиальные ткани отечественного производства. Из вспомогательных материалов внедрены подающие трубки, жертвенная ткань, герметизирующие жгуты, подающие порты, сетка для распределения смолы", — перечисляют на заводе.
По словам собеседника на заводе, в 2017 году запланировано завершить работы по замене импортного связующего компонента на отечественный. "Производители определены, проведены сертификационные испытания, ожидается получение разрешения на использование связующего для строительства надводных кораблей, — добавляет собеседник "ДП". — Продолжается поиск и проработка отечественных производителей пенопластов. К концу 2017 года планируется полностью заместить вспомогательные материалы. К этому же сроку после проведения всех сертификационных мероприятий будут определены отечественные производители конструкционных материалов".
В изобилии на салоне будут представлены небольшие (водоизмещением до 700 тонн) корабли — патрульные и десантные. Петербургская судостроительная фирма "Алмаз" передает по два сторожевых корабля проекта 22460 в год. На них тоже хотели ставить германские моторы, но в итоге пришлось закупать китайские, собранные на бывшем германо-китайском заводе Deutz.
Малотоннажные корабли, строящиеся по традиционным технологиям, с простым вооружением — это пока единственная номенклатура изделий, которую российские судостроители могут бесперебойно поставлять Министерству обороны. А что касается кораблей океанской зоны, то пока российская промышленность может только ремонтировать и модернизировать видавшие виды советские эсминцы и авианосец. Силовые агрегаты в них используются хоть и устаревшие, зато известные и ремонтопригодные. Остается только нашпиговать большие корабли современной электроникой и ракетами.