В среду, 28 июня, комиссия УФАС по Петербургу приступила к рассмотрению жалобы нескольких частных пассажирских автобусных перевозчиков на действия ГУП "Пассажиравтотранс", которое управляет городским автовокзалом. Перевозчики жалуются, что ГУП, пользуясь доминирующим положением на рынке (автовокзал единственный в городе), в начале 2017 года установило новые правила отчислений.
Если раньше взималась фиксированная сумма по единому тарифу (30 рублей за каждый проданный билет), то теперь "Пассажиравтотранс" берет процент от всей суммы продажи билетов. За кассовое обслуживание взимается 2% от стоимости билета для перевозчиков, не лимитирующих продажи через кассы, и 5% для тех, кто параллельно пытается развивать собственные продажи. По словам перевозчиков, стоимость билета зависит от дальности маршрута, соответственно, перевозчики на дальние дистанции платят за услуги автовокзала больше, чем пригородные.
Жалобу подали два перевозчика: ООО "СКС-авто" (работает с 2006 года, имеет 20 автобусов, обслуживает 13 маршрутов из Петербурга до ключевых городов Северо-Запада России) и ИП Гилев. На заседании присутствовали генеральный директор "СКС-авто" Владимир Кулик, а также представитель этой компании, а также присоединившегося в жалобе ИП Гилева, Татьяна Котович. От ГУП "Пассажиравтотранс" был юрист Олег Кондратас.
Первой слово дали Татьяне Котович, которая описала основание для обращения в УФАС. По ее словам, в 2015 году был заключен договор между "СКС-авто" и ГУП "Пассажиравтотранс" о предоставлении услуг продажи билетов, техобеспечения, предоставления территории вокзала и диспетчерских служб. В 2016 году ГУП расторгло договор в одностороннем порядке и вместо него в начале 2017 года предложило два отдельных договора: на продажу билетов и на обслуживание автобусов.
Перевозчика не устроило, что величина агентского сбора с продажи билетов была не фиксированная, как в прежнем договоре, а процентная: за одну и ту же услугу разные перевозчики платили разные деньги, так как размер сбора зависел от стоимости билета. И, само собой, билет на большие расстояния стоит дороже, и сбор с него будет больше.
Представитель "СКС-авто" отметил недобросовестное использование доминирующего положения ГУП, которое является собственником единственного автовокзала в городе. В частности, рассказала юрист, после отказа подписания новых договоров компании-перевозчику было отказано в запуске дополнительного рейса ввиду “отсутствия технических мощностей”. "Но в тот день с автовокзала был запущен только один рейс. Этот случай демонстрирует то, какие помехи устраивает "Пассажиравтотранс" тем, кто не перезаключил договор, так как другой перевозчик, ИП Андреевский, согласился на новые условия, за что получил согласование на пять дополнительных рейсов в день.
Вдобавок к этому юрист представила комиссии жалобы пассажиров, которым не продавали свободные билеты на рейс "СКС-авто" 17 июня 2017 года, что, по ее словам, нарушило права и пассажиров, и перевозчика.
Слово передали гендиректору компании Владимиру Кулику, который отметил, что, несмотря на рост продаж билетов через онлайн-сервисы и собственный сайт "СКС-авто", онлайн-продажи по-прежнему составляют лишь 6% от общего объема и поэтому продажи через кассы автовокзала остаются приоритетом. "За 2016 год мы продали около 102 тыс. билетов на общую сумму около 50 млн рублей, — сообщил комиссии Владимир Кулик. — При этом из них через кассы автовокзала было продано почти 99 тыс. билетов на сумму 48,5 млн рублей, что составляет 97%". По его словам, интернет-продажи тогда составили З тыс. билетов примерно на 1 млн рублей. В 2017 году интернет-продажи показали рост: за I квартал было продано 1,3 тыс. билетов на 766 тыс. рублей, но продажи через кассы вокзала (19,8 тыс. билетов на 9,5 млн рублей) все равно доминируют.
"После нашего отказа заключать новый договор ГУП 17 июня вовсе прекратило продажи билетов через кассы, — рассказал Владимир Кулик. — При этом никаких письменных документов, объясняющих закрытие продаж, ГУП не представило, а был лишь устный приказ от начальника управления вокзала. И только после моего личного звонка руководству ГУП продажи удалось возобновить".
Пожаловался бизнесмен и на то, что в период майских праздников и после них он получил отказ ГУП на запуск новых рейсов в связи с всплеском спроса на билеты.
Затем бизнесмен задал вопрос представителю ГУП "Пассажиравтотранс", почему предприятие вело продажи билетов через субагентов без согласования с перевозчиком, что противоречило договору: "Ведь в договоре прямо сказано, что ГУП имеет право привлекать субагентов только по письменному согласию перевозчика". Юрист "Пассажиравтотранса" Олег Кондратас ответил, что не может предоставить ответ сразу, так как не были доставлены документы, описывающие правопозицию "СКС-авто", и сможет предоставить ответ только к следующему заседанию.
— Я предполагаю, что это было сделано с целью контроля продаж, — заявил комиссии представитель ГУПа. Но, как показалось нашему корреспонденту, это умное изречение не произвело на комиссию должного впечатления, точнее произвело впечатление заговаривания зубов.
— Контроль — это контроль, а продажи — это продажи, не надо смешивать понятия! — Оборвал юриста председатель комиссии.
Отказ в запуске дополнительных рейсов Кондратас обосновал тем, что заявка на их организацию была подана слишком поздно, “буквально за 3 дня”.
"Вообще-то мы его подали за месяц", — возразил на это Владимир Кулик.
По поводу процентных соотношений представитель ГУП "Пассажиравтотранс" ответил, что ставка была согласована с Минтрансом. И что уже порядка 50 компаний перевозчиков подписали обновленные договоры. Председатель комиссии УФАС заметил что затраты — и, соответственно, доходы ГУП за услуги вокзала — должны зависеть не от расстояния поездки, а от пассажиропотока. Также было отмечено, что пользователи сайта вокзала при покупке билета тоже оплачивают эти 15% сбора, хотя никак не контактируют с его кассами.
После совещания было вынесено решение о переносе заседания в связи с неполным набором документов и несвоевременным получением "Пассажиравтотрансом" всех претензий от "СКС-авто". Правда, дату следующего заседания УФАС сразу не объявило: она будет сообщена сторонам отдельно.
После заседания представитель ГУП "Пассажиравтотранс" от комментариев отказался. Владимир Кулик предположил, что попытка повысить сборы с билетов связана с тем, что в 2016 году в ГУП было создано "Управление по развитию автомобильных вокзалов", в которое наняли дополнительно девять ведущих специалистов. "Затраты, связанные с их деятельностью, выросли на 12 млн рублей в год, которые и пытаются переложить на плечи перевозчиков, а впоследствии и самих пассажиров".