Суд признал законным отказ Смольного разместить летнее кафе на участке, который включен в схему размещения торговли. Бизнес считает, что это ставит под угрозу все 500 городских веранд.
Арбитражный суд Северо–Запада признал законным отказ Coffeeshop Company в размещении летней террасы в охранной зоне энергетических сетей. Впервые частная компания подала в суд на комитет имущественных отношений (КИО) из–за отказа комитета заключить договор на размещение веранды у входа в кофейню. Участок включен в городскую схему размещения нестационарной торговли, что является условием для размещения веранды. В Coffeeshop считают этот прецедент угрозой для всего рынка.
Пересмотр правил
"Это произвольный пересмотр схемы размещения госорганами, которые пытаются препятствовать использованию участков", — говорят в Coffeeshop Company и поясняют, что для организации веранды нужен также договор на размещение с КИО. Компании отказали в его заключении, сославшись на письмо комитета по энергетике, где говорилось, что участок расположен в охранных зонах газораспределительных, водопроводных сетей, электросетевого хозяйства. "Но такие зоны практически везде. И закон не устанавливает запретов в использовании таких участков, а прописывает ограничения. В схему не включают только те объекты, использование которых прямо запрещено", — разъясняет представитель Coffeeshop. Данные о том, сколько участков попадают в охранные зоны, постоянно меняются, но в региональной геоинформационной системе (РГИС) видно, что по большей части города проходят инженерные или электросети.
По данным КИО, на начало сезона в этом году у города действовали договоры на установку 474 летних кафе, еще несколько десятков договоров заключили в начале лета. Всего в Петербурге на городской земле ежегодно работает около 900 летних веранд, еще несколько тысяч — на участках в частной собственности.
Кафе на нервах
По оценкам рестораторов, летнее кафе в сезон позволяет увеличить выручку более чем на 30%. То есть пять сотен террас на городской земле помогают рестораторам заработать несколько миллиардов рублей. Поэтому за них борются даже при сложности процесса установки: включить участок в схему, получить одобрение нескольких комитетов и, наконец, заключить договор с КИО.
Михаил Гусейнов, гендиректор сети "Чайникофф", разделяет позицию Coffeeshop. "КИО измучил нас всех: постоянно меняются правила игры, участки включают в схему, а потом придумывают новое правило, по которому их там быть не должно, — рассказывает Михаил Гусейнов. — Невозможно просто подписать договор и спокойно работать, это постоянная нервотрепка, террасами занимаются десятки инстанций — КИО, КГА и даже ГИБДД, они регулярно к нам приходят. По всему городу проходят трубы или кабель, но если речь не о помостах, а о выносных столиках, их легко отодвинуть, чтобы что–то починить".
Директор по развитию Italy Group Андрей Перцев рассказывает, что в практике компании был случай, когда профильный комитет согласовал включение участка под веранду в схему размещения, а перед заключением договора передумал и направил в КИО отказ.
"Если у коллег есть желание, мы готовы подписаться под коллективным обращением, потребовать чиновников организовать рабочую группу для решения этих проблем", — говорит он.
"Несколько лет назад была еще более явная шумиха с верандами, их сносили даже без суда. Но рестораторы уже не перекрывают (за редким исключением) тротуар, и власти также более лояльны, — рассуждает Михаил Рудин, главред портала Restorating. — При этом террасы даже на одной улице разные, а простые выносные столики гораздо приятнее".