Ювелирный рынок на фоне кризиса катастрофически меняется. Ретейлеры закрывают объекты в стрит-ретейле и занимают помещения в торговых комплексах. Особенно оживленная борьба развернулась за популярные у ювелиров форматы "островков".
По словам опрошенных "ДП" участников рынка, розничный ювелирный рынок сейчас переживает "катастрофические изменения". На фоне кризиса в экономике и падения покупательной способности одной из основных тенденций стала смена формата: ретейлеры, подстраиваясь под потребительский спрос, массово открывают свои точки в ТРК, закрывая объекты в стрит-ретейле. А в объектах, которые продолжают работать во встроенных помещениях, сокращают площади.
Брокеры также наблюдают подобные тенденции. Пик развития ювелирного сегмента отмечался 3-5 лет назад, считают в Colliers International. Крупные игроки Sunlight, "Русские самоцветы" и другие или совсем приостановили развитие, или очень пассивно рассматривают новые помещения, а маленькие сети, такие как "Яшма золото", освобождают свои площадки и вовсе закрываются, фиксирует вице-президент по управлению коммерческой недвижимостью АРИН Екатерина Лапина.
Манят острова
"В настоящий момент операторы демонстрируют более точечное развитие и тяготеют к размещению в торговых центрах, где популярен островной формат на первых этажах у входных групп", — объясняет руководитель департамента street retail Colliers International в Петербурге Александр Просенков.
Если еще 4 года назад сети массово открывали ювелирные гипермаркеты площадью 200 м2, то сейчас средняя площадь магазина сократилась до 60 м2. В торговых комплексах ювелирные сети развивают два формата — полноценные магазины и "островки".
Как говорят игроки рынка, борьба между сетями сейчас разворачивается именно за площади под "островки". Наиболее ярко эта тенденция прослеживается в регионах, где стрит-ретейл схлопывается более быстрыми темпами, чем в Петербурге. По мнению Александра Просенкова, формат "островков" позволяет минимизировать арендную плату и при этом разместить большое количество витрин.
Смена форматов идет, они доступнее по аренде для сетей, но у них есть важная функция — они популяризуют ювелирные украшения, считают в Российском информационно-аналитическом агентстве "РосЮвелирЭксперт". "Например, идет девушка по торговому центру за платьем или туфлями за 6 тыс., проходит мимо такого корнера, видит кольцо примерно за ту же сумму и покупает его. Специально в ювелирный магазин она не пошла бы, а так обратила внимание на украшение", — приводят пример эксперты.
Некоторые ювелиры смотрят на развитие корнеров в другом ключе. Многие сети открываются в формате островков и это спасательный круг для ретейлеров для экономии аренды, полагает Федор Полуденный, заместитель генерального директора ювелирного завода "Эстет" и бренд-менеджер бренда Gevorkyan. "Но атмосфера для покупки ювелирного украшения в таком формате теряется, в ювелирном магазине должно быть соответствующее освещение, интерьер, он должен вызывать эмоции, а корнер для этого не приспособлен", — считает топ-менеджер.
Спрос сократил сети
Несмотря на снижение покупательной способности населения, некоторые ювелирные сети продолжают расширяться. Так, на протяжении прошлого года развивались Silver&Silver, Brosco Jewelry, "Ювелирцентр" и "Белый бриллиант". В этом году с Невского проспекта в ТЦ "Невский Центр" переехал флагманский бутик FREYWILLE, открылся мультибрендовый бутик Gold Union на Старо-Невском проспекте, ТРЦ "Жемчужная Плаза" пополнился магазином TOUS. Активное развитие в России анонсировали сети "585"/"Золотой" и "Московский ювелирный завод", приводят данные в Colliers International.
У кого-то дела идут все-таки не лучшим образом. "По нашим данным, за последние полгода сеть "Ювелирторг" закрыла четыре магазина — на Садовой ул., 7, Большом Сампсониевском пр., 92, ул. Достоевского, 28, и Индустриальном пр., 10. Многие магазины "Ювелирторга" существуют уже на протяжении долгих лет, однако далеко не все локации однозначны с точки зрения эффективности ведения бизнеса", — считает Александр Просенков.
"В каждом городе есть свой "ювелирный" квартал или улица. В Петербурге это район Сенной площади. Лет восемь-десять назад сети бились за то, чтобы быть максимально представленными в этом районе, и, как результат, сейчас там стоят по четыре-пять магазинов одной сети через каждые 200-300 метров. И представлены практически все игроки ювелирного розничного рынка, которые уже конкурируют не друг с другом, а внутри сети", — отмечает бывший директор департамента продвижения сети "585" Александр Тарасов.
Вместо бриллиантов последний iPhone
За последние пару лет сильно изменился и ассортимент ювелирных салонов сегмента масс-маркет. Выросла доля ассортимента изделий из серебра и бижутерии, легковесных золотых изделий. Так, например, если еще лет семь-десять назад вес одного изделия был на уровне 10-15 г, то в настоящее время в сетях масс-маркет вес одного изделия — 1,3-1,7 г, причем на первый план выходит дизайн.
Ювелиры начали использовать в качестве вставки в ювелирные изделия такие материалы, как керамика, сталь, дерево, чего раньше никогда не делали. И если раньше для статусности люди покупали золотые изделия, то теперь покупают последние модели смартфонов и других гаджетов. "Молодежи не нужна ювелирная продукция, у них в приоритете путешествия, гаджеты, автомобили, но не покупка ювелирной продукции", — сокрушаются в "РосЮвелирЭксперт".
В качестве украшений молодая аудитория предпочитает авторские, необычные украшения, отмечают ретейлеры. "Очень сильно выросла в продажах доля серебра, сейчас почти половину всех продаж в штуках приходится на этот товар. В связи с этим мы запустили новое направление style&serebro — открываемся "островами" в торговых комплексах с упором на модные и недорогие серебряные украшения", — рассказал генеральный директор ювелирной сети "585.Золотой" Алексей Феликсов.
В надежде на будущее
В период пика кризиса в 2015 году спрос на ювелирные изделия из золота в России откатился на 14 лет назад: рынок (в валютном эквиваленте) сократился на 43% по сравнению с 2014-м. В 2016 году продолжилось падение спроса — продажи упали еще на 11% по отношению к 2015 году, приводят данные в Fashion Consulting Group.
Если говорить о всей ювелирной продукции, сильнее всего продажи просели в среднем ценовом сегменте и экономсегменте, а премиальная продукция продается стабильно, считает Федор Полуденный.
Около 40% ювелирного рынка приходится на крупных игроков. На данный момент на рынке ювелирных украшений в России выделяется топ-7 игроков, которые суммарно занимают 32% рынка. Крупнейшей ювелирной сетью по выручке за 2016 год стала сеть "Адамас" — 11,6 млрд рублей и 6,7% от общего объема рынка. Второе место заняла Pandora с выручкой 8,6 млрд рублей. Третье место — Московский ювелирный завод, 8,3 млрд рублей соответственно, говорят аналитики Fashion Consulting Group.
В 2016 году легальный рынок ювелирных изделий в России составил 115 млрд рублей, а оборот рынка ювелирных изделий в Петербурге оценивается примерно в 6 млрд рублей, приводит данные Тимур Нигматуллин, аналитик "Открытие Брокер". Ювелирный рынок ощутил на себе падение покупательной способности россиян в полной мере, к тому же в 2015 году из-за девальвации ювелирные украшения выросли в цене на 30%.
Но аналитики смотрят в будущее ювелирного рынка с оптимизмом. По мнению Тимура Нигматуллина, в 2017 году ожидается рост продаж ювелирных украшений в пределах 10%. Произойти это может на фоне улучшения экономической конъюнктуры и, что более важно, снижения ставок потребительских кредитов в виду снижения ключевой ставки ЦБ РФ. Ювелиры тоже рассчитывают, что к концу этого года рынок нормализуется, но здесь все зависит от международной ситуации, солидарны в "РосЮвелирЭксперт".
С начала следующего года рынок рассчитывает на отмену запрета продажи ювелирных изделий через Интернет. "Предполагаю, что после его принятия доля онлайн-продаж вырастет до 10%, а концу 2018 года — до 20%. Не исключаю, что в игру вступят крупные интернет-магазины (Ulmart, Ozon, Wildberris и т. д.), введя в ассортимент ювелирные изделия; активизируются ювелирные заводы-производители и оптовые компании, развивая свои интернет-площадки. По сути, нас ожидает глобальный передел ювелирного рынка", — считает Александр Тарасов, отмечая, что среди крупных ретейлеров выиграет тот, кто уже сейчас осуществляет разработку новых площадок и стратегию digital-продвижения, делая ставку на омниканальность.