Мне кажется, в нашем отношении к женщинам и машинам очень много общего. Понимаю, что шовинизм, но отрицать это было бы глупо. Можно ли полюбить даму за большую красивую грудь? Или за ноги от ушей? Или за красоту шеи, знаете, в том месте, где начинаются волосы… Можно, и прецедентов масса.
Вот и машину можно полюбить за один какой–то элемент. Именно об этом я думал, глядя на Lifan Murman. Внешне он неплох собой: большой, солидный, особенно в черном цвете. Фары с диодами, ходовые огни. Строгие линии не без шарма. Кажется, я его узнал: в 2005 году я в качестве директора автоцентра прививал в Петербурге любовь к корейским авто. И у Kia в линейке был Magentis, а у Hyundai была Sonata. Это были двойняшки — выглядели по–разному, а вся техническая начинка была одинаковая. И тогда я не мог понять — что должно произойти с человеком, чтобы он вместо десятилетнего Mercedes выбрал ЭТО.
Надо сказать, что в Петербурге это вообще мало кто понимал. В Москве продажи таких машин уже шли на сотни, а у нас близость границы и внутренняя ЧПХ выводили в лидеры VW Passat "из Германии, без пробега по России". Мне приходилось изыскивать какие–то магические маркетинговые инструменты и буквально зомбировать продавцов, чтобы они вдохновляли клиентов на покупку корейских машин класса D. Я продавал, но недоумевал — как можно, имея $15–20 тыс., купить нового корейца, а не обкатанного немца. Что не помешало мне поставить рекорд по продажам и получить золотой значок лучшего директора. И сейчас у меня deja vu. Ведь 949 тыс. — это почти миллион, сумма серьезная. Отдать такие деньги за Lifan — свидетельство сильного душевного расстройства или смелости. С другой стороны, теперь столько просят за Hyundai Solaris. А он на полтора класса ниже.
Посмотрите на фото — машина хороша. Я сниму эмблемы, и вы не догадаетесь, что перед вами китаец. Решетка радиатора у Lifan Murman похожа на Hyundai или Audi. Передние фары — тоже Audi или Ford, сзади фонари — чистый BMW. Но пленил он меня не экстерьером. Посмотрите на этот салон! Конкретно на две вещи: кресла и обивку дверей. Вот этот ромб, пусть и на дерматине, смотрится очень премиально! И кресла мягкие. Все выглядит так, будто перед вами машина, сделанная как раньше, добротно. Отвлекшись от кресел, замечаешь, конечно, массу нюансов. Руль большого диаметра, на нем слева кнопки управления музыкой. Они простые и дешевые, как почти все кнопки у китайцев. То ли им кажется это неважным, то ли есть какой–то секрет в изготовлении кнопок, которым они не владеют. Но на правой спице руля вообще вместо кнопок заглушки. Видимо, машине за миллион не положен круиз–контроль. Приборная панель сморится неплохо, но воспринимать данные очень сложно. Спидометр и тахометр с большим количеством рисок и очень мелкими цифрами. Внутри шкалы основных приборов — такие же полукруглые шкалы температуры мотора и наличия топлива. Бортовой компьютер по центру между большими шкалами постоянно показывает давление в шинах. Ну нет важнее информации для меня!
Машина претендует на солидность, а магнитола хуже, чем на самой простой Lada Kalina. У нее монохромный дисплей, никакой навигации и нет Bluetooth. А значит, нет и громкой связи. Это же копеечная опция, тем более для китайцев! Невозможно понять! Под климатом за неудобной крышкой скрывается место для мобильного с разъемами AUX и USB. Подключить к ним что–то можно только на парковке, когда водитель встанет на колени перед машиной. Только так можно разглядеть, куда втыкать гаджеты. Но самое нелепое то, что на горизонтальной поверхности перед этой крышкой расположен блок ГЛОНАСС. Разумеется, первое, что я сделал, — случайно вызвал службу помощи. Оператор, надо сказать, ответил меньше чем через минуту. Вдумайтесь: они теперь могут слышать все, что вы говорите в машине. Если захотят.
Зато есть большой удобный подлокотник и под ним много места. Основной бардачок — среднего размера, с гулкой пластмассой. Сзади много места, двое сидят тут по–королевски, третьего к ним не надо. У них очень старомодный подлокотник с подстаканниками, небольшие карманы в передних креслах и больше ничего. Но есть ощущение, что это машина для того, кто сзади, ведь спереди нет ни одного подстаканника. Только места под бутылки в карманах дверей. Водителю, бедному, кофе не попить.
Багажник среднего размера. Я думал, что у такой машины он должен быть как Техас. Нет, всего около 500 л, есть лючок для длинномеров. Под полом — полноразмерная запаска на R16. А вот кресла не сложить. И это опять наводит меня на сравнение с древней парочкой Kia Magentis / Hyundai Sonata. Но есть еще проколы. Внутри нет ручки для закрывания. Приходится браться за крышку снаружи. Открыть багажник снаружи у меня не получилось. Сначала я искал кнопку, нашел ее в самом неожиданном месте. Но нажатие ее далеко не всякий раз приводит к открытию. Ситуацию спасает кнопка открывания слева от водителя на передней панели.
Lifan Murman оснащен бесключевым доступом. Ключ у меня в кармане, я берусь за ручку водительской двери, и ничего не происходит. Несколько раз у машины были такие сбои, и я решил не понтоваться, просто пользоваться брелоком.
От поездки на этой машине я ничего интересного не жду. Мотор 1,8 л, 128 л. с., механика о пяти скоростях. Разумеется, никакой динамики эта машина показать не может. Я проводил тест в Москве и изрядно измучался. В пробке механика утомляет в принципе. Как только вырвались на свободу — чахлый мотор не способен динамично ускорять этот дредноут. Разгон до сотни дольше 16 секунд. Но это и не гоночный болид. Он это всеми способами показывает. Вот, например, руль никакой остроты не имеет. Точка ноля размазана совершенно. Зато новичку Lifan Murman многое простит. Резкое отклонение руля не приведет немедленно к уходу с траектории. На неровности особого внимания можно не обращать. Подвеска мягкая, плавная, наплевательская. Можно особо под колеса не смотреть. Резина стоит не низкопрофильная — это еще один фактор плавности и спокойствия. Разумеется, 14 см дорожного просвета — не самая большая степень свободы. На поребрик залезть можно, а на грунтовке придется быть осторожным.
Думаю, что груженой этой машине забираться вверх тяжело. Даже когда я еду один, на подъеме она требует перехода на низшую передачу. Зато в движении я подметил хорошую обзорность. Например, задние стойки очень тонкие и оставляют небольшую слепую зону. Хотя индикатор присутствия в ней машины все равно бы не помешал. Впрочем, электроника от безопасности тут на минимальном уровне: ABS, ESP, и все. Пока еду — совершил еще одно открытие: все стеклоподъемники, включая водительский, неавтоматические. Не могу молчать и про коробку передач. Она, как говорил мой отец, "требует исканий". Четкость переключения передач оставляет желать лучшего.
Часто меня просят — пиши четко: "Сам не возьму и другим не советую". А вот и нет! Вы давно цены на другие машины смотрели? Если бы мне отдали Lifan Murman за 800 тыс. рублей — я бы взял, просто чтобы был в хозяйстве. Глядишь, мама решит права получить или супруга опять отвезет баварца на сервис.
Если придется покупать за 940 тыс. — тогда это для тех, кто никуда не торопится, ездит по области. Кто живет в глубинке и на таком автомобиле будет выигрышно смотреться среди старых иномарок и отечественного автопрома в состоянии клинической смерти. Подарить такую машину тестю — одно удовольствие. Lufan Murman — возможный кандидат в корпоративный парк. В общем, можно продать те 500 машин, на которые нацеливаются китайцы. Но нужно найти очень терпеливых и толерантных людей.
Меня удивляет отношение менеджмента китайских автопроизводителей к нашим покупателям. Они относятся к нам как португальцы к туземцам. Косвенно это подтверждает странный выбор дилеров, их стандарты работы, те модели, которые они нам предлагают. Вот почему они думают, что нам нужна машина длиной 5 м и мощностью всего 128 л. с.? Ведь в самом Китае Lufan Murman называется Lifan 820, появился в этом виде уже 4 года назад, имеет еще мотор 2,0 л и 2,4 л, в том числе с вариатором. Все это звучит так, будто я завидую Китаю. Но я скорее недоумеваю. Ради интереса я проверил наличие запчастей на Lufan Murman. Разумеется, у большинства дилеров нет даже расходников. Надо заказывать.
Вот так полюбишь женщину за грудь, а она дурой окажется. И что, мучиться? Ищите ответ в рассказах у Цыпкина и Комолова.