Из–за обвала оптовых цен на яйца местные птицефабрики рискуют потерять до 20% выручки. Тем временем их места на полках сетей активно занимают производители из других регионов.
Как рассказали "ДП" несколько участников петербургского оптово–розничного рынка, местные птицефабрики проигрывают конкуренцию поставщикам яиц из других регионов. Полки в торговых сетях активно занимают производители из Смоленска, Ярославля, Белоруссии. Некоторые птицефабрики Ленобласти столкнулись с затовариванием на складах и вынуждены продавать яйца с дисконтом до 30% на тендерах торговых сетей. Сети прогнозируют падение выручки у местных птицефабрик до 20% по итогам 2017 года. Из–за переизбытка продукции отпускные цены на яйца снизились на 15–20%.
Работа в минус
Как рассказал "ДП" сотрудник одной из птицефабрик Ленобласти, в компании падают продажи яиц, на складе скопилось продукции в 3 раза больше, чем обычно. Причина — неконкурентные цены. "У нас себестоимость одного десятка яиц — 33 рубля (с учетом 10% НДС), а в сетях они продаются по 29 рублей за десяток. Такую цену дают другие регионы и Белоруссия. Как могла получиться такая цена? Это однозначно торговля в минус", — отмечает представитель птицефабрики.
В "Роскаре" соглашаются с тем, что отпускные и розничные цены на яйца в этом году на 15–20% ниже, чем в прошлом, а птицефабрики из других регионов и Белоруссии расширяют свое присутствие в Петербурге. "Центральный и Северо–Западный федеральные округа — наиболее подходящие регионы для поставок из Белоруссии", — отмечает Дмитрий Ильин, директор по продажам АО "Птицефабрика "Роскар". Ввоз из Республики Беларусь — 50 млн штук яиц в год, что составляет 1,7% от общероссийских значений и 5,3% — от объема производства двух регионов. При прочих равных покупатель выбирает местного производителя яиц, но продукция из Белоруссии всегда дешевле, потому что республика оказывает своим птицефабрикам серьезную дотационную поддержку, напоминают в "Синявинской".
Подвела цена
Представители торговых сетей говорят о том, что для них важна цена, и если другие регионы могут продавать яйца первой категории по 29 рублей за десяток, то птицефабрики Ленобласти предлагают их сетям за 36–40 рублей.
"Местные крупные птицефабрики ведут себя так, как будто нет других игроков и они монополисты на рынке яиц. Мы предлагали одному из крупнейших производителей Ленобласти снизить цену до конкурентоспособного уровня, но получили отказ. Мы готовы их закупать даже дороже, чем предлагают производители из других регионов, так как лояльность к бренду этой птицефабрики высокая. Но разница в цене не может быть больше 10%. В итоге у нас сейчас в ассортименте остались яйца от двух игроков — "Ударника" из Ленобласти и "Сметанино" из Смоленской области", хотя при разумном ценовом предложении мы всегда готовы возобновить сотрудничество и с местными гигантами", — говорит совладелец ГК "РеалЪ" Александр Мышинский.
Продажи яиц в натуральном выражении в петербургских сетях растут, а их производство в Ленобласти снижается. Птицефабрики просчитались с планированием объемов, считают в ТД "Интерторг". "В прошлом году не хватало яиц, а в этом — переизбыток. В результате в этом году цена на 15–20% ниже, чем год назад, а товарооборот, наоборот, в штуках на 10% выше", — отмечают в торговой сети. Из–за этого птицефабрики не добирают рублевый оборот, так как объем потребления яиц имеет пределы и не может расти бесконечно.
Времена меняются
Объем производства яиц в Ленобласти (а это основной поставщик яиц для Петербурга) в 2016 году сократился на 4,2%, до 3 млрд штук, тем не менее область все равно остается на первом месте в России по этому показателю. Объем оптового рынка в денежном выражении составляет около 13 млрд рублей. В Ленобласти две крупнейшие птицефабрики, которые производят 90% объема в регионе, — "Роскар" и "Синявинская".
"Раньше "Роскар" и "Синявинская" были в числе крупнейших птицефабрик в России и сами поставляли продукцию в регионы. Но за последние годы у них появились конкуренты в более благоприятных для птицефабрик регионах России", — констатирует Александр Мышинский. К новым реалиям рынка приспособились не все, в итоге сети нашли поставщиков, у которых отпускные цены значительно ниже, говорит он.
Маневров для снижения издержек у местных производителей нет: весь комбикорм в Ленобласти привозной, а затраты на корм составляют 60% от себестоимости яиц, парируют птицефабрики. Конкурировать по ценам с компаниями из Белоруссии, которые привозят яйца по 29 рублей за десяток, по определению сложно.
"Белоруссия — это страна, четко ориентированная на продовольственный экспорт с серьезной господдержкой", — подчеркивает Андрей Голохвастов, генеральный директор "Агриконсалта". Республика экспортирует продовольствие более чем на $4 млрд в год, Россия — на $15 млрд. При этом в Белоруссии проживает 12 млн человек, а население России — 150 млн.
Андрей Голохвастов отмечает, что "Роскар" находится в более благоприятных условиях по сравнению с другими областными производителями: он работает в премиальном сегменте, с грамотной маркетинговой стратегией. У "Синявинской" более массовый продукт. К тому же ее позиции пошатнулись из–за смены собственника в этом году, полагает эксперт. В 2016 году ее доля рынка в общем объеме производства Ленобласти сократилась на 3,6% в натуральном выражении. Новый собственник уже представил проект развития, предполагающий увеличение объемов производства яиц, отмечают в комитете по АПК Ленобласти.
Пути решения
Чтобы избежать потерь, птицефабрики налаживают переработку нераспроданных остатков. Так, "Роскар" вложил 1 млрд рублей в строительство перерабатывающего предприятия мощностью 1 млрд яиц в год. На нем планируется производить сухой белок, майонез, омлеты, полуфабрикаты. "Рынок насыщен, поэтому необходимо развивать переработку яиц, что позволит замещать импорт", — объяснял ранее решение Валерий Горячев, гендиректор "Роскара".
Птицефабрика "Синявинская" производит меланж, но глубокой переработки у завода нет. Как рассказали в компании, сейчас "Синявинская" рассматривает варианты покупки предприятия по глубокой переработке яиц либо запуск таких линий на базе завода.
Переключаться на другие регионы смысла нет. Хотя в Москве дефицит яиц местного производства, туда везут продукцию птицефабрики со всей России. С учетом логистического плеча (сохранности, затрат на транспорт) яйца птицефабрик Ленобласти будут золотыми.
“
В магазинах нашей торговой сети мы не видим падения объемов продаж яиц, притом что предлагаем покупателю продукцию в основном местных производителей. Перераспределения в сторону других производителей в "Ленте" нет. На рынке действительно заметно присутствие белорусских яиц, но "Лента" не работает с белорусскими птицефабриками. Также на рынке Северо–Запада появляется продукция из более благоприятных для птицеводства регионов России — Поволжья и Юга.
Татьяна Сафутина
директор коммерческой службы гастрономических товаров "Ленты"
“
Производство яиц росло на 2,5% ежегодно и еще в прошлом году сравнялось с объемом потребления. Сейчас Ленобласть способна полностью покрыть потребности Петербурга, но сети покупают яйца у производителей Белоруссии, Поволжья, ЮФО, так как у них дешевле. В итоге местным фабрикам приходится остатки распродавать со значительной скидкой. Цена на одно яйцо в этом году в среднем на рубль ниже, чем в 2016 году. Думаю, объемы производства в этом году в Ленобласти еще возрастут, вопрос — по какой цене будет продана эта продукция. В деньгах продажи будут меньше на 20%, это существенно.
Алексей Тимофеев
коммерческий директор ЗАО "Птицефабрика "Синявинская"