Прокуратура Петербурга и члены городского правительства обсудили вопросы соблюдения прав малого и среднего бизнеса. На этот раз свое внимание участники сфокусировали на проблеме незаконной торговли, в частности, проведения фестивалей вместо ярмарок. Администрация города призналась, что не видит выхода из ситуации.
В Центре развития и поддержки предпринимательства (ЦРПП) на Полюстровском проспекте накануне было многолюдно: его стремительно заполняли участники совещания городской прокуратуры и правительства Петербурга с собственниками малых компаний и представителей общественных объединений бизнеса. Опрометчиво занявших два первых ряда предпринимателей деликатно просили пересесть в центральную часть зала, чтобы не занимать места, предназначенные для глав районных администраций. Впрочем, отступление на последние ряды также пресекалось — там сидели прокуроры девяти городских районов.
Уже в начале совещания чиновники определили самой болезненной темой для петербургского малого бизнеса несанкционированную торговлю, объемы которой растут. Вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан призвал предпринимательское сообщество найти решение проблемы совместными усилиями.
Давить — плохо, не давить — плохо
"Незаконный бизнес — нелегальные ларьки, ярмарки-фестивали и магазины на первых этажах, круглосуточно торгующие алкоголем, — изворотлив, он мобильнее, чем государственная машина, к сожалению, мне приходится в этом признаться, — посетовал Сергей Мовчан. — Государственная машина крайне неповоротлива. Если мы будем продолжать увеличивать административные наказания, нам будут говорить, что вы опять давите на бизнес".
По словам Владимира Меньшикова, председателя совета НП "Союз малых предприятий Петербурга", оборот несанкционированной торговли вырос настолько, что теперь равен обороту легальной. Всего в Петербурге около 6 тыс. нестационарных торговых точек и примерно столько же нелегалов (если считать автолавки, лотки и торговые стенды). Объемы легального и нелегального рынка оценивают примерно одинаково — в 40 млрд рублей. "Точной цифры, разумеется, никто не скажет, но это факт, и проблему нужно признать, — рассказывает Владимир Меньшиков. — При попытке упорядочить нелегальную торговлю основной груз ответственности ложится на плечи предпринимателей, работающих законно. Например, Роспотребнадзор и МЧС не проверяют незаконную торговлю, потому что этих предприятий для ведомств юридически не существует. Нелегальные торговые точки проверяет комитет по контролю за имуществом Петербурга, но так же он проверяет и законные предприятия, применяя и к тем, и к другим штрафные санкции. Предприниматели, у которых есть договор, исправно оплачивают штрафные санкции, а владельцы нелегальных точек копят штрафы в шкафах — и другой меры ответственности не существует".
Вице-губернатор согласился с Владимиром Меньшиковым в отношении слабой эффективности штрафных санкций для нелегальной торговли: "Действительно, когда штрафов выписано на 2 млн рублей, мы собираем только 100 тыс., поскольку незаконные предприятия не работают по месту прописки, где их искать — неясно", — прокомментировал Сергей Мовчан.
Бизнесмены выказали солидарность с Владимиром Меньшиковым. Так, с точки зрения владельца сети павильонов Юрия Рагулина, еще 3 года назад не было сегодняшнего уровня незаконной торговли. "Это происходит из-за того, что власти сокращают число законных земельных участков — это политика на искоренение. Представьте, если раньше предприниматель исправно работал в соответствии с законом, ему не продлевают договор, что ему остается делать? Работать нелегально. Власти заняли позицию, в которой сегмент нестационарной торговли им неинтересен, они очищают "плацдарм" — убирают киоски, чтобы, возможно, поставить свои. Не исключено, что в преддверии чемпионата мира по футболу", — комментирует Юрий Рагулин.
Прокуроры и фестивали
По словам заместителя прокурора Петербурга Виктора Мельника, не менее остро стоит проблема нелегальных ярмарок, проводимых под видом культурно-массовых мероприятий. "Обычно их проводят под видом фестивалей — подобные факты уже выявлены в Калининском и Выборгском районах, при этом известно, что КИО в законном порядке не предоставлял земельные участки. Мы подключились к этой проблеме и выясняем, почему это происходит", — прокомментировал Виктор Мельник.
Реабилитироваться попытался глава администрации Калининского района Василий Пониделко. Он объявил, что в борьбе с незаконной торговлей, оказывается, уже наступает переломный момент, и число нелегальных ларьков и павильонов в его районе стремительно уменьшается. "Только в 2017 году было составлено больше 500 протоколов, конечно, остаются факты нарушений, ведь полиции на всех не хватает!" — праведно возмущался Василий Пониделко. По его словам, администрация не превысила своих полномочий в отношении ярмарок — и это заявление вызвало шквал обвинений от бизнесменов, сидевших в зале. "Фестивали провожу не я и не исполнительные органы власти", — неожиданно завершил выступление глава Калининского района, оставив за скобками ответ на вопрос, кто же тогда это делает.
Предприниматели не преминули рассказать прокуратуре и о других фестивалях, на этот раз в Невском районе. По их словам, не так давно там проходил фестиваль карельских товаров, на котором не было ни одного соответствующего продукта, а вместо заявленных 26 палаток работали 62. Тогда же из зала поступило предложение ввести мораторий не только на проведение ярмарок, но и фестивалей, пока не определится их статус.
"Ситуация с ярмарками и фестивалями превращается в фарс, — подытожил Сергей Мовчан. — Слушайте, комитет по развитию предпринимательства, ускоряйтесь с реализацией закона о ярмарках! Это одна из причин того, что происходит с "фестивалями", возможно, где-то это действительно культурное событие, но я против ярмарок, замаскированных под фестивали".
"Нелегальные ярмарки, действительно, захлестнули город, как бы они ни назывались, — отметил после заседания Роман Пастухов, президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей, старейшей общественной бизнес-организации Петербурга, — но ведь мы можем изучить мировой опыт, не изобретать колесо. В Европе, Америке, даже в Китае активно работают ярмарки выходного дня или определенного дня недели, то есть ярмарки, которые работают короткий срок, день или даже полдня. Приехали торговцы, фермеры — продали свой товар, убрали за собой, и к обеду торговая площадь чистая, в ожидании следующей ярмарки. Зачем огород городить?"