"ДП" проанализировал мировые соглашения, заключенные банкротами и их кредиторами в минувшем сезоне, и выяснил, что летом легче прощались долги, чем зимой, а также давались более длинные рассрочки.
За лето 2017 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти утвердил 22 мировых соглашения между должниками и кредиторами в делах о банкротстве. Таким образом были урегулированы обязательства на общую сумму 1,176 млрд рублей, из которых 1,089 млрд было прощено, а на оставшиеся долги на общую сумму 87 млн были даны рассрочки — от 5 дней до 15 лет. Средний дисконт долга в этих соглашениях составил 26,5%, средняя рассрочка — 16,5 месяца. Для сравнения: зимой 2016/17 было заключено 18 мировых соглашений, которыми было прощено 526 млн рублей из 1,212 млрд, а остальные получили рассрочку на срок от 6 до 60 месяцев.
Самые счастливые
Мы снова, как и в прошлый раз, ранжировали должников, вышедших из процедур банкротства через мировые соглашения, по суммам их общей реестровой кредиторской задолженности.
При таком ранжировании рейтинг возглавил бизнесмен–банкрот Александр Чукаров, бывший президент Восточно–Европейской строительной корпорации (ВЕСК), обанкротившейся в 2012 году. Его личные обязательства перед Сбербанком, Инвестторгбанком, ООО "Ленстроймонтаж" и несколькими физлицами на общую сумму 522 млн рублей были почти полностью прощены: из всего долга остался лишь 1 млн рублей, который был переведен на некоего Владимира Булатова, да и то с рассрочкой погашения на 1 год. Впрочем, банки, которым Чукаров задолжал около 250 млн рублей, в суде возражали против этого соглашения и наверняка его оспорят.
На втором месте рейтинга — ООО "Мэтр", которое выступало поручителем перед Сбербанком за обанкротившуюся группу "Щебсервис" по кредиту на 439 млн рублей. Банк согласился ограничить ответственность поручителя суммой 7 млн рублей, после чего долг на эту ограниченную сумму у него выкупило ООО "Асфальтобетонный завод "Магистраль".
На третьем месте — бизнесмен–банкрот Денис Игнатов, который задолжал почти 80 млн рублей банку ВТБ и Европейской лизинговой компании. Кредиторы согласились простить ему 89% долга при условии, что он заплатит им 4,5 млн рублей сразу, а еще 4,5 млн — в виде займа на 15 лет под 5% годовых.
Не только деньги
Четвертое место досталось ИП–банкроту Михаилу Барашенко, который задолжал 60 млн рублей гражданке Светлане Колесовой, а еще 200 тыс. рублей — охранной фирме "Велес". По условиям соглашения он сразу погасил долг перед ЧОП, а в уплату обязательств перед Колесовой отдал ей помещение площадью 688 м2 в доме на улице Лени Голикова. Это единственный случай за лето, когда кредитор получил в качестве отступного ценный актив. Но был и случай, когда должник свой долг обязался отработать: ООО "Энергостройсоюз" таким образом урегулировало свои обязательства на сумму 6,4 млн рублей перед ООО "МегаМейд".
Чаще же всего дисконт к сумме долга давался вполне рыночный — 30–38%. При этом одни кредиторы требовали уменьшенную сумму сразу (ООО "ДМК" от ООО "Пальмира" получило 9 млн рублей, простив 3,9 млн), а другие продемонстрировали уверенность в платежеспособности должника и дали рассрочку (так, дачная эксплуатационная контора "Орехово–Северное" согласилась получать в уплату 9,3 млн рублей с дачного товарищества "Свердловец" по 270 тыс. рублей в месяц в течение почти 2 лет).
Чуть позже, но все
Большая же часть долгов (13 из 22) были урегулированы и вовсе без дисконта. Правда, в 10 из них должники получили рассрочку от 2 месяцев до 2 лет.
Особое место среди этой категории мировых занимают четыре соглашения между холдинговой компанией "Эра" — той самой, что взялась достраивать дома лопнувшей девелоперской группы "Город", — и фирмами–застройщиками, которые, собственно, и выполняют эти работы. Дело в том, что многие дольщики "Города" расторгли договоры долевого участия по суду и, не получив денег, подали на банкротство застройщиков.
Требования этих физлиц (от 1,3 млн до 4,5 млн рублей) судья рассматривает не спеша, по одному в 2–3 недели, и к рассмотрению каждого следующего требования оказывается, что данный дольщик уже уступил свое право требования в пользу ХК "Эра". Каковой правопреемник благополучно дает застройщику рассрочку платежей на 10 месяцев.
Самым же странным выглядит соглашение между гражданкой–банкротом Ириной Быковой и Сбербанком. Заявляя о несостоятельности, Быкова утверждала, что задолжала 1,3 млн рублей. Но единственный кредитор — Сбербанк — предъявил ей всего 45 тыс., которые она и погасила.